Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 01.07.2018

Татьяна Лазарева: Заниматься нужно тем, от чего глаза горят

Поговорили с Татьяной Лазаревой о чем нужно мечтать, как важно прислушиваться к себе и принимать чужое мнение, об идеальной жизни после 80 лет, разнице между подростком и взрослым и почему ненависть к себе – последнее чувство, которое должно испытывать человек


Начну с животрепещущего. Обязательно ли в наши дни получить высшее образование?

Времена меняются, конечно. В советское время кто-то после 8-го класса шел в ПТУ – это был один путь, а кто-то доучивался 10 классов и шел в институт. И в академгородке Новосибирска по-другому никак нельзя было. Ну, а сейчас все совершенно по-другому. У подростков идет более дробная сегрегация. В 18-20 лет уже нужно определяться с будущим. Но четко определиться с какой-то одной темой человеку в 20 лет в наше время очень-очень сложно. На это способны только те люди, у которых с детства есть определенная предрасположенность.



То есть вы не внушаете своим детям обязаловку?

Я думаю, что лучшая стратегия жизни для моих детей, которым 19 и 22, такая: ты работаешь-работаешь, выбираешь вид деятельности, который тебе нравится, а если она тебя увлекает настолько, что тебе хочется узнать про нее побольше и подучиться, то ты идешь и учишься. Но совершенно не обязательно несколько лет в институте провести. Ты просто берешь то, что тебе нужно, и идешь дальше. Вполне возможно ты перескочишь на что-то параллельное, а может, и вообще перпендикулярное. Все эти образования не имеют категорической необходимости, как оно было в наше время, вот и все.



Я думаю, что ваши дети должны быть благодарны за такой подход. Выбор, порой, бывает очень тяжелым.

Тем более, что у детей действительно разнообразные интересы. Я понимаю, что им сложно выбрать что-то определенное. Они же еще и ответственность чувствуют, понимают, что сделали выбор, но вот, увы, неправильный. И начинают страдать от чувства вины, мол, родителям сказал одно, а сам в другую сторону побежал. Чтобы защитить их хотя бы от чувства вины, у нас разрешается глобальные выборы делать не сразу.

Что бы вы посоветовали человеку в сомнениях?

Вы знаете, люди моего поколения и подростки, которые только начинают жизнь, по сути находятся в одном положении. Потому что многие люди моего возраста, воспитав, вырастив и отпустив детей, предоставлены сами себе. Им будто бы в какой-то момент говорят: “Ну, давай, теперь ты никому ничего не должен, займись собой”. Это сродни тому же выбору, который делает 20-летний человек.

Где-то два года назад мы со Степаном (старший сын – прим.ред.) оказались в одной ситуации. Я лишилась своей основной профессии телеведущей, а у него профессии еще никакой особо не было. И вот мы с ним вдвоем сидим и думаем: “Так, а что же, собственно, делать-то? Чем заняться? Что мне хочется? Что мне нравится? В какую сторону меня тянет?” Разница только в опыте и времени. У меня не так много жизни впереди, но зато богатейший опыт позади, который тоже иногда намекает, что не очень-то можно уже выбирать. Ошибки в жизни были, и не хочется их повторять. А у Степана наоборот: впереди огромная жизнь, практически никакого опыта и мало ресурсов, которые он может использовать, кроме молодости и глупости. Но, тем не менее, мы оба столкнулись со сложным выбором. Поэтому я понимаю подростков.

Мне часто говорят: “Ты практически свободна, можешь начать жизнь сначала”. Но я не знаю, что советовать, потому что у каждого свой выбор, свой возраст и своя ответственность. Но в любом случае нужно прислушиваться к себе и понять, от чего тебя прет, от чего у тебя глаза горят и чего тебе хочется. И нужно делать только это.

Главное, чтобы было интересно в любом случае.

Да-да. Точно.

О чем нужно мечтать?

Это именно тот вопрос, который я сейчас и сама себе задаю, и всем друзьям своего поколения. Вроде бы все в жизни сделано, все обязанности выполнены, все дети воспитаны, с работой все хорошо, деньги есть. Но, тем не менее, ты понимаешь, что не пять и не десять, а, скажем, 30 лет полноценной жизни у тебя в запасе есть. Это очень большой срок. Вопрос “о чем мечтать?” отошел на задний план: вроде, все, о чем мечтал, уже сбылось. Но сейчас этот вопрос опять стал очень важным. Ведь мечты и цели – и есть двигатель жизни. Пока тебе что-то интересно, пока ты к чему-то стремишься, пока ты чего-то хочешь достичь – тогда ты движешься вперед. Но я уже очень давно ни о чем не мечтаю и часто себя спрашиваю, почему, собственно, так произошло. Теперь нужно придумывать себе какие-то новые вызовы. Выколупывать, выкапывать новые желания, прислушиваться, что мне вообще нравится, что меня в жизни увлекает.


Например, вчера в магазине я увидела какого-то ребенка лет трех и просто остолбенела. Остановилась как вкопанная и стала на нее смотреть. А потом ходила хвостиком за ней. Оказалось, что я ужасно скучаю по маленьким детям. Но облечь это в какую-то конкретную мечту – как? Что мне, в детский сад идти работать? Хотя мне бы это, наверное, очень понравилось. Понимаете, опять же, если бы мне было 20 лет, я бы это сделала. Но поскольку у меня уже есть позади некий Олимп, то жизнь после Олимпа очень сложна. Ты должен упасть и забыть те высоты, на которых был. У тебя есть память, которая шепчет: “А было-то вот какое!” И ты понимаешь, что должен опять достичь высокого уровня. А работа в детском саду по сравнению с 10-тысячной аудиторией – это вызов. Прежде всего для себя. Смогу ли я? Способна ли я начать сначала только исходя из того, что мне сейчас это нравится? Пока мне, честно говоря, не удается.



Может, порой, плыть по течению это то, что необходимо?

Да, иногда надо остановиться, подумать и прислушаться к себе. Посмотреть по сторонам. Олимп на плечах и корона на голове мешают, конечно, но мне хочется верить в то, что это поправимо.

Тогда расскажите немного про ваше новое музыкальное шоу на YouTube – Pro Cover.

Каким-то волшебным, практически независимым от меня образом, я оказалась ведущей нового музыкального шоу в ютьюбе – Pro Cover, где музыка и юмор наконец-то сплелись. И команда, которая со мной это делает, меня зажигает больше, чем мой собственный интерес, потому что там есть молодые люди, которые ужасно прутся от того, что делают. Сказать, что для меня это что-то сверхъестественное, я не могу, потому что для меня это та же профессия – ведущая. Но хоть я чувствую себя там вполне уверенной, вижу, куда мне можно расти. В интернет-проектах этот привычный мне телевизионный язык – стандартный, вежливый, выверенный и правильный, смотрится достаточно дико.

Расскажите немного про проект “Возраст счастья” и фестиваль "Хорошо за 50".

Да-да. Владимир Яковлев делает большой проект, который называется “Возраст счастья”. А фестиваль, который проходит в рамках проекта “Возраст счастья” называется “Хорошо за 50”, и он сделан именно для людей в этом возрасте. Ну, для этой аудитории вообще очень мало проектов в мире существует. Только какие-то прикладные штуки – вот, пойди там, повышивай или напильником повыпиливай. А это – образовательно-развлекательный проект, когда на неделю ты погружаешься со своими сверстниками в одну и ту же атмосферу. При этом в рамках фестиваля проходит куча образовательных программ, выступает огромное количество замечательных лекторов, практиков, тренеров. С утра до вечера ты чем-то занимаешься, а потом начинается развлекательная программа. Это как лагерь, но для взрослых. Только вечернего костра там не хватает.

Есть какое-то место, где вам лучше всего дышится?

Легче всего мне дышится в Испании, где я живу большую часть времени. Мы здесь уже лет 15. В наше время жизнь такая быстротечная. Надоест здесь – поедем еще куда-нибудь. Но это место, в которое я возвращаюсь всегда с удовольствием. Я в Москве уже бываю с трудом, каждый раз быстрее бегу обратно сюда. Здесь замечательный климат, воздух, и вообще – отдых. Отдых души. И горы, и море. Все в одну корзинку собралось.



Как вам роль "души компании"? Интересно? Сложно?

Честно говоря, эта поездка в Японию была очень сложной. За три дня до поездки у меня умер папа, я успела съездить на похороны и буквально на следующий день улетала в Японию. В те же числа случилось и Кемерово. Это было тяжело. Я поехала туда с какими-то оголенными нервами и мясом наружу. Но у этой поездки в итоге был терапевтический эффект. Во-первых, сакура цвела так сильно, что было ощущение, будто мне ее в лицо пихают со словами: “На, смотри, успокойся, жизнь продолжается, смотри какая красота бывает”. Люди, которые были вокруг, тактично меня не трогали какое-то время, но я пришла в себя, и поездка получилась очень душевная. Все совпало. Поэтому я жду не дождусь следующей поездки с вашим Клубом. И буду стараться соответствовать гордому званию души компании.


Есть ли вообще какие-то способы прийти в себя? Путешествия, смена обстановки, общение с хорошими людьми…

Да, пожалуй. Тут зависит от глубины. Ну, уход в себя – точно не способ. Конечно, сначала это состояние кажется спасительным и благостным, когда ты сидишь один и горюешь сам с собой, но это опасная штука, бесперспективная по большому счету. Человека нужно вытаскивать, если вы видите, что он норовит уйти в себя. Нужно ему показывать, что жизнь продолжается, и никуда от этого не деться: надо это принять.

Михаил Кожухов как-то раз говорил о том, что каждый раз расстраивается, когда люди пишут какое-то барахло в инстаграме и других социальных сетях. Как вы относитесь к словам, противоречащим вашему мировоззрению?

Вы знаете, я с годами стала очень терпима. У меня были ситуации в фейсбуке, когда нарушалась моя целостность. Но я научилась держать себя в руках. Это очень хорошие уроки, и теперь я воспринимаю комментарий каждого человека как его право на высказывание. Он имеет право на свое мнение, я тоже имею право на свое мнение. Совершенно не обязательно, чтобы наши мнения пришли к одному. Но если это оскорбление в адрес кого-то на моей странице, то я сразу же убираю человека в черный список. А в адрес меня – ну, что ж, это такая вот обратная сторона известности, популярности. Бывает, попадается совсем какой-то наглец – я над ним подшучу. И самой легче становится, и людям вокруг становится понятно, что увы, но дурачки бывают.

При этом я считаю, что самая главная наша неправильность в том, что мы не принимаем чужую точку зрения. Мы почему-то считаем, что человек должен думать так же, как и я, или уходить с моей страницы. Каждый имеет право свою точку зрения высказывать. Это такой принцип жизни, из-за которого, наверное, и произошел мой раскол с сегодняшним днем и тем, что происходит в стране. Я очень люблю родину, но дайте мне право говорить то, что я думаю. Я вижу в ней много недостатков, есть много вещей, с которыми я не согласна. Но почему-то моя точка зрения не воспринимается никак, есть только одна – правильная, которую культивируют средства массовой информации. Меня при этом как будто прогоняют: “Не нравится – вали”. Это смешно. Когда ты живешь в стране, ты не можешь ее критиковать, потому что это твоя родина, и, мол, не нравится – уезжай. Но когда ты уезжаешь и начинаешь критиковать, то тебе начинают писать: “Ага, живет там где-то, и ей еще что-то не нравится. Сиди уже и молчи”. Я хочу понять, где эти два метра, где можно критиковать свою страну. Причем это не только российская проблема, у нас она просто усугублена советским прошлым, когда ты не имел права вообще ничего говорить, сидел и молчал. Это мировой тренд.


Последнее чувство, которое человек должен испытывать?

Ненависть к себе. Себя надо любить. Нам этого всем очень-очень не хватает. Когда ты любишь себя, когда ты уважаешь себя как личность, прислушиваешься к себе, тебе проще воспринимать и других людей, и жизнь. Ты понимаешь, что любовь, во-первых, правит миром, а во-вторых, ты сам себя уважая, уважаешь и других. А ненавидя сам себя ты не доверяешь всему остальному миру, не любишь его. Не доверяя себе, ты это чувство перекладываешь на всех остальных. Получается общий замкнутый круг, который нам не нужен.

Какой вы представляете себе идеальную жизнь после 80 лет?

У меня даже статус в вотсапе – “Хочу на пенсию”. Пенсия для меня – это какая-то вечная радость, беззаботность, улыбка и наслаждение. То, к чему я очень стремлюсь, хотя в принципе человек не обязан заслуживать отдых, он может просто отдохнуть, если устал. Меня беспокоит мое поколение – у нас очень много дурацких стереотипов в голове, которые мешают даже задуматься о том, что словосочетание “заслуженный отдых” неправильное. Отдых должен быть тогда, когда он нужен. Нужно напоминать людям об этом и вытаскивать их из зоны комфортного существования с теми стереотипами, которые есть в голове.

.