Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 14.01.2020

Типичный дрезденец – это образованный философ, который сидит на берегу Эльбы с сигаретой и потягивает местное вино

Евгений Урих – дипломированный искусствовед, работает с деревянным искусством, а также гидом и переводчиком в Дрездене.Он родился в России, вырос в Казахстане, но нашел себя в Дрездене. Он не перестает исследовать местные окрестности и узнавать много интересных, сказочных и неизвестных русскому путешественнику уголков и особенностей. Он нам сможет показать такие места и познакомить с людьми, которые знакомы только местным жителям. В преддверии поездки на концерт Гидона Кремера мы поговорили с Евгением о том, какие они, классические дрезденцы.



Как вы переехали? Расскажите вашу историю.

Мы переехали с семьей по рабочей визе отца. Родителям нравилась Германия, они долго добивались переезда, мучались с адвокатами, лет семь решали организационные вопросы. В итоге нам дали рабочую визу, и мы переехали в Гамбург. В Дрезден я переехал уже позже, самостоятельно.

Вам было сложно привыкнуть к другому менталитету, культуре?

Конечно. Если несложно, то значит что-то идет неправильно. Первые полгода были абсолютным мучением. Мне было 17 лет – это серьезный период жизненного цикла, когда любые изменения воспринимаешь тоже серьезно. Поэтому да, было тяжело, конечно. Нужно было привыкать ко всему с нуля, принимать, подстраиваться. Но это у всех так, как правило.

А вы можете какие-то примеры трудностей привести, в быту например?

Как это часто бывает, у меня были свои представления о жизни в этой стране. И конечно же, как правило, все оказывается совсем не так, когда сталкиваешься с реальностью. Это вполне естественно.

Так как Гамбург – большой, интернациональный, богатый торговый город, то у меня сразу появились комплексы, как и у любого молодого парня. Потому что ты приезжаешь с мыслями о том, что тебя все ждут и всем интересно кто ты такой и откуда приехал. А на самом деле это совершенно не так. Ты понимаешь, что там собрались люди со всего мира, и что ты, как эмигрант, не представляешь никакой вообще особенности для них, так как они видели людей всех со всех уголков земли.

Интересно, что у них очень детское восприятие жизни, как мне тогда казалось. Но потом я понял, что наоборот: скорее, я сам как ребенок.

А в чем выражается их “детскость”?

Они очень много внимания уделяют проблемам, которые мне кажутся совершенно незначительными. Но это тоже типично немецкая черта: любимое слово у них это “стресс”. Любое непредвиденное обстоятельство – это невероятный стресс. И немец живет, конечно же, завтрашним днем. Если у него возникают какие-то препятствия, которые могут нарушить планы на завтрашний день, то все, это невероятный стресс. Но для меня было открытием, что в Германии живут далеко не только немцы, тем более в таком городе как Гамбург. И это меня немного сбивало с толку. Когда я попал в школу, у меня среди одноклассников было мало немцев, школа была интернациональной. И там все было абсолютно мультикультурным, а люди – разными. Но тем не менее менталитет все равно немецкий у всех. Выглядят они все по-разному, говорят своими сленгами, на своих диалектах, пытаются себя ассоциировать с определенной национальностью, но на самом деле ничего подобного, они вообще ничего общего не имеют со своей родной национальностью. Все они немцы, и мыслят они уже давно по-немецки.

Получается, потом вы переехали в Дрезден. Чем был обусловлен выбор именно этого города?

После того как в Гамбурге я закончил школу, подумал: надо бы куда-то уехать. Хотел сменить обстановку, так как Гамбург мне немного поднадоел. И я захотел посмотреть на другую Германию. Мне очень понравился Берлин, он оказался совершенно другим, но в Берлине мне не удалось поступить в университет, и поэтому у меня стоял выбор между Лейпцигом и Дрезденом. Я посмотрел по университетам, по факультетам и сначала думал, мол, может выбрать Лейпциг, потому что там население чуть больше, а я люблю большие города. Но в Лейпциге нет реки. А в Дрездене есть. Поэтому я переехал в Дрезден, и вот с тех пор тут и живу.

Есть ли какие-то характеристики типичного дрезденца или типичного гамбуржанина?

Конечно. Дрезденцы – это такие консервативные, постсоциалистические, закомплексованные ребята, но очень уверенные в том, что восточные немцы все-таки правы. А гамбуржане, знаете, такие снобы. Типичный гамбуржанин – это серьезный, солидный человек высокого роста в костюме и с зонтиком. А дрезденец – это пожилой образованный философ, который разочаровался в жизни, сидит на берегу Эльбы, курит сигарету, потягивает местное вино и говорит: “Да, жизнь такая штука, что не все у нас получается, к сожалению”. Немного трагичный персонаж.

Многое ли в Дрездене напоминает о ГДР?

Да, здесь всюду оно как-то проглядывает: в рассказах, разговорах. Кроме того, это видно по зданиям, культуре, памятникам, которые, например, на Западе ни за что в жизни бы не сохранили, а здесь считают, что это памятник эпохи. Это все достойно уважения.

Гордятся ли жители своим городом? Ведь его собирали по камушкам после тех страшных бомбардировок.

Дрезденцы очень любят свой город. Все говорят, что он красивый, но в то же время, конечно, могут рассказать, какие у него есть проблемы. Зависит от того, с кем разговариваешь. Если с каким-нибудь серьезным предпринимателем, то он скажет, что здесь очень сложно делать бизнес, потому что тут все слишком консервативные, не дают тебе дышать спокойно. Но люди любят свой город, иначе они бы его так не восстанавливали. Это чувствуется. Они очень бережно ко всему относятся.

Но Дрездену нужно больше туристов. Этот город пока неисследованный и недооцененный.

Мне казалось, что в Дрездене больше красоты, чем в Берлине.

Да, в Берлине красоты вообще практически нет, он про другое. И все прекрасно это понимают. Немцы говорят, что Берлин уродливый, но сексуальный, и ничего эстетического там искать не надо. Там нужно строить бизнес, гулять. Он такой весь подпольный, там нужно просто знать, что, куда, зачем, где.

Насколько тяжело получить вид на жительство в Германии? Не переживать за то, что тебя выгонят оттуда, если ты хочешь там жить.

У всех по-разному. Во-первых, нужно приехать и получить первую визу. Это самое сложное. А потом ее продлевать. За счет чего продлевать – индивидуально для каждого. Кто-то по рабочей визе приезжает, и пока он хорошо работает, его визу продлевают. Если он приехал как студент, то значит он должен хорошо учиться, а после этого сразу найти работу, и тогда он тоже не будет переживать. В принципе, все связано с работой и стабильностью дохода. Нужно показывать, что у тебя все хорошо, ты сам себя обеспечиваешь, и тогда никаких проблем не будет и будут продлевать визу, а потом в итоге дадут ПМЖ, а потом может и гражданство. В Германии нужно активно стараться что-то делать. В первую очередь нужно показать, что ты сам себя можешь обеспечивать. Вот это то, что нужно государству видеть в тебе. Остальное, в общем-то, им не так уж и важно.




А почему первую визу сложно получить?

Первые сколько-то лет в Гамбурге мы регулярно приходили всей семьей в посольство, продлевали визу и отчитывались. Это сложный метод. Большинство совершенно не так делают. Большинство либо приезжают по немецкой линии, потому что они бывшие немцы и им ничего не надо доказывать, либо по еврейской, либо по студенческой, либо по какой-нибудь Au-pair программе. У нас был очень сложный путь, потому что мы не немцы, не евреи и вообще непонятно кто. Но мы захотели в Германию, приехали сюда и остались тут жить.

Сложно ли было подружиться с местными ребятами?

Конечно. И это не только русскому человеку тяжело подружиться с иностранцем, но и иностранцу с русским сложно. Это вообще нормально, если ты из другой культуры, то вам сложно вместе. Основной определяющий фактор – это язык. Если вы говорите на одном языке, то все, нет никаких границ больше. Если вы говорите на разных языках, то я думаю, что вам практически невозможно дружить. Конечно, вы можете общаться хорошо, быть хорошими приятелями, но именно дружить не получится. Вот у меня, например, в Алма-Ате был лучший друг – чеченец. Но он же говорил со мной не на чеченском, а на русском. И я говорил с ним на русском. И когда говоришь на одном языке, то уже совершенно не обращаешь внимания, кто и откуда вообще. То есть, если русский человек шикарно выучит немецкий язык, будет говорить только на немецком, то он неизбежно подзабудет русский язык. Он не может одинаково хорошо говорить и по-русски, и по-немецки, всегда будет какой-то приоритет. И он должен для себя его определить. Конечно, у меня есть приятели. Но я по-прежнему осознанно оставляю в себе именно русского человека. Вот мне так хочется, мне так удобно и я пока не хочу ни на что это менять.

А если вернуться к настоящему. Есть что-то, что вас по-прежнему очень удивляет в немцах?

Меня по-прежнему удивляет немецкая вера в честный результат честного труда. Я по-прежнему, сколько здесь ни живу, каждый раз этому удивляюсь. Хотя я вроде уже это понял, все осознал, да, немцы такие, но иногда я все равно поражаюсь: ну, неужели вы настолько наивные? А потом я понимаю, то что это не наивность, это действительно принцип, по которому они живут. И каким бы удивительным это ни казалось, это правда. В этом нет никакого секрета, никакого волшебства. Это люди, которые искренне, как дети, верят в честность и порядочность.

А их ожидания-то оправдываются или нет?

Судя по тому как Германия живет, да. Благодаря истории и политико-географическим условиям получился такой порядочный, успешный сегодняшний немец.

Забронируйте эксклюзивное путешествие вместе с клубом Михаила Кожухова! Будет интересно!

.