Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 09.11.2016

Ты, 80 тысяч дьяволят и самый музыкальный город в мире

Концерт AC/DC: ты и 80 тысяч дьяволят

Решение ехать с группой на концерт AC/DC было принято задолго до того, как стало известно о болезни Брайана Джонсона. Сначала под угрозой срыва оказывается весь тур, потом поступают разные слухи о замене вокалиста. Но ты ты был непоколебим и утверждал, что ехать нужно. Риск был оправдан?

Каждый раз, когда ты покупаешь билет на концерт такой группы, ты понимаешь, что, вероятно, это последнее выступление. Как правило, так и бывает. За исключением выступлений группы Rolling Stones, которая скоро поедет в свой пятнадцатый последний по счету тур. Если, конечно, Кит Ричардс не упадет с пальмы в очередной раз. Но эти ребята вечные. А тут нас ждали AC/DC. Когда еще мы их увидим? России нет на карте. И, конечно, надо ехать. Ведь 12-15 человек, которые хотят увидеть AC/DC должны были найтись в этой безбрежной стране. Но тут происходит нечто: мы делаем анонс путешествия, а Брайана Джонсона госпитализируют прямо со сцены во время одного из концертов тура. Из-за проблем со слухом. Он - слух - согласитесь, принципиально важная позиция для лидера рок-группы.

Мы списываемся с лондонским гидом Димой и понимаем, что все плохо. Уже поступило заявление об отмене оставшегося североамериканского тура, непонятно, что будет с европейской частью. Несколько месяцев мы проводим в ожидании. Где-то вдруг мелькает новость о том, что вроде бы на место вокалиста пробуется Аксель Роуз. Мы, как люди, знающие, не первый год замужем, ухмыляемся и думаем: “Ну, конечно. Так он и прибежал в AC/DC. У Акселя ведь намечается новый тур с Guns N` Roses. Они только-только воссоединились. В общем - лабуда”. Но тут появляются фотографии, где музыканты AC/DC вместе с Акселем выходят из какой-то студии в Лос-Анджелесе. Следом выходит официальное сообщение, что во всех датах в Европе AC/DC выйдут на сцену с новым вокалистом - Аксель Роузом.



Сначала добрая половина мира обсуждала, может ли Аксель Роуз заменить Брайана Джонсона в финальном туре AC/DC, а потом еще дольше длились споры, стоило ли оно того. Кажется, полемика не угасает.

Первое, о чем я подумал: “Не может такого быть”. Аксель ведь их боготворит, знает все песни наизусть. Совершенно точно такого концерта больше не будет. Правда, один из записавшихся на тот момент в группу, отказался от путешествия, сказав, что он принципиально не хочет слушать AC/DC с Аксель Роузом. Я бы, конечно, хотел посмотреть на этого человека. Особенно сейчас, после того, как мы там побывали. Потому что концерт был венцом всего путешествия. Что называется “the crown jewel” - бриллиант в оправе.

Я не могу сказать, что знаю репертуар AC/DC хотя бы как репертуар Guns N` Roses. Или уж тем более - U2. Но логотип AC/DC был первым, который я нарисовал себе на джинсах. Благо, у них такой логотип, что не надо обладать особенным художественным талантом. И понятно, что это группа входит в директорию “нужно увидеть хоть раз в жизни”. То, что я в итоге увидел - было абсолютным потрясением. Во-первых, любой концерт, на котором присутствует 80 тысяч людей, не может тебя оставить равнодушным. Вот эти стандартные отклики вроде “звук был не тот”, “мы сидели не там” или “вообще не воткнуло” - я к этому отношусь скептически. Потому что когда 80 тысяч на стадионе - это не может не трогать.

Даниэлла Окуджава

Я не могу сказать, что знаю репертуар AC/DC хотя бы как репертуар Guns N` Roses. Или уж тем более - U2. Но логотип AC/DC был первым, который я нарисовал себе на джинсах



Во-вторых, мы, как люди опытные, все продумали заранее. Пришли туда часов, кажется, в пять, рассчитывая на дикие толпы на входе, на шмор секьюрити и т.д. Все прошло без очередей, мы быстро попали на стадион.

Остановимся на этом. Краткий мастер-класс по тому, как проносить алкоголь на концерты.

Спиртное на стадион обычно проносится в пакетиках из-под детского питания. Они представляют собой такие мягкие мешочки, которые сделаны из полу-пластика /полу-фольги. Ты закупаешь их, берешь бутылку хорошей водки, а потом в туалете бара, который принадлежит гитаристу группы Rolling Stones, аккуратно выливаешь содержимое из этих пакетиков и заполняешь емкости водкой. Да, выходит немного с яблочным вкусом, немного с черничным. Надо сказать, что люди, которые наблюдали нас, заполонивших пространство около умывальников в мужском туалете, они, конечно, быстрее ретировались, чем обычно. Или просто не заходили туда. Но у нас была сплоченная команда, каждый занимался своим делом: кто-то промывал, кто-то заполнял. Мы очень быстро снарядились десятком таких пакетиков, которые потом вся команда распределяет по различным местам на своем теле. На самом деле, по сравнению с тем, как обыскивают сейчас охранники при входе на российские фестивали, Англия - это страна “Проноси, что хочешь”. И пронеся все, что хотели, мы были обескуражены - алкоголь продавался внутри. То есть вообще можно было этого не делать. Зато было весело.



Выглядит как ритуал. Если так, то что дальше? Вот ты проходишь на стадион в составе еще 80 тысяч человек. До концерта остается какое-то время...


И дальше - вот это прекрасное состояние, когда ты уже внутри, ты знаешь, где твои места, ты уже сел, оставил сторожить вещи какую-нибудь одну, не очень привыкшую к такому образу жизни девушку, и идешь покупать мерчендайз. Перед тобой открываются вот эти нескончаемые галереи всевозможных маечек, кепочек, держалок для ключей.

Итак, у тебя уже есть невероятно функциональная держалка для ключей с надписью “Rock or Bust”, где-то припрятаны пару пакетиков из-под детского питания, ты сидишь на своем месте. Что было дальше?

Даниэлла Окуджава

Дальше ты понимаешь, что AC/DC - это не просто музыкальное явление, это явление вселенского масштаба



Дальше ты понимаешь, что AC/DC - это не просто музыкальное явление, это явление вселенского масштаба. Концерт начинается с того, что на экранах транслируется высадка космического корабля на луну. Астронавты выходят из него и видят странное свечение у одного из кратеров. Когда они подходят все ближе и ближе, огонь из кратера постепенно заполняет весь экран и вдруг из этого огня вырывается со взрывом и пиротехникой гигантский логотип AC/DC. Ну, и с учетом того, что все присутствующие купили еще до концерта знаменитые красные рожки со светодиодами - у тебя компания из 80 тысяч дьяволят.

Когда AC/DC выходят на сцену, тебя под действием этой мощи буквально поднимает со стула и ты глазами размером с шиллинг видишь, что среди них действительно Аксель Роуз. Причем, тут еще была дилемма, выкатят ли его на кресле или троне - он же сломал ногу на одном из первых концертов. Но нет, ему уже сняли гипс. Правда, во время выступления Аксель не делал никаких привычных для него эротических движений тазобедренными суставом. Как я понимаю, оставил это для гастролей Guns N` Roses.

А в целом вел себя, как и подобает великому Акселю Роузу?

Конечно, мы знаем Акселя как едва ли не главного эгоцентрика на планете, который считает за право, к примеру, заставить аудиторию два часа ждать его выступления. Чему я был свидетелем. Как-то раз Аксель выступал на закрытой вечеринке одного олигарха. Мы ждали два часа. Несчастные ведущие - квартетовцы Леша Барац и Слава Хаит, а также Таня Лазарева и Миша Шац - просто исчерпали запас шуток.

Даниэлла Окуджава

Но вот здесь, на концерте AC/DC, мы увидели Акселя Роуза в состоянии наивысшей степени благородства: он отходил в тень, оставляя все шоу гитаристу Ангусу Янгу



Но вот здесь, на концерте AC/DC, мы увидели Акселя Роуза в состоянии наивысшей степени благородства: он отходил в тень, оставляя все шоу гитаристу Ангусу Янгу. Фактически, 9/10 концерта на сцене был Аксель или Янгус. Никогда так не бывает. Обычно все внимание вокалисту - он на сцене и он на экранах. Для Янгуса это был абсолютный триумф. Он, естественно, бегал в шортиках этой своей подпрыгивающей походкой, высовывал язык, открывал рот до тех же размеров, что Мик Джаггер, крутился на спине, играя на гитаре, и устраивал какие-то психоделические десятиминутные соло. Аксель на это время просто отходил. Его вообще практически не было видно. То есть, он всем своим пребыванием на сцене говорил “Вот это великие, а я просто при них”. Это было сильное эмоциональное переживание для всех. Я не знаю, была ли эта общая договоренность, или его инициатива - естественное желание воздать им дань уважения.

Даниэлла Окуджава

Встретились у какого-то там дерева, долго думали, есть ли жизнь после концерта AC/DC. Для меня это был один из главных концертов в жизни, чего я не ожидал



Конечно, концерт был окончен песней “For those about to rock” с гигантским салютом в небе. И мы все, переполненные этим, боясь расплескать, вышли на негнущихся ногах да с посаженными связками. Встретились у какого-то там дерева, долго думали, есть ли жизнь после концерта AC/DC. Для меня это был один из главных концертов в жизни, чего я не ожидал.


Молодой Том Йорк и крыша с видом церковь

За время твоих путешествий с Клубом уже сложилась целая традиция квартирников. В чем магия?


Чем хороши квартирники? Это те вечера, которые невозможно купить ни за какие деньги, поскольку артист предстает в самом камерном и личном виде. Не столь прекрасен квартирник выступлением, сколько общением с человеком. Надо сказать, что я до этого ни разу не слышал этого мальчика, который выступил для нашей группы в Лондоне. Он мне показался таким мини-Томом Йорком. С этим прекрасным оксфордским акцентом, со сдержанной печалью в голосе, со страданиями вселенского масштаба, выраженными в хрустальном таком, жалобном виде. И все под одну акустическую гитару.



И как тебе мини-Том?

Сказать, что я почувствовал в нем будущую звезду - я не могу. Точно. Есть несколько неплохих песен, но в сегодняшнем мире они обречены на то, чтобы остаться незамеченными. Просто по тому объему, по тому шторму музыки, который обрушивается на нас каждый день. Я не понимаю, как выбраться человеку, который пишет свои такие тихие песни где-то в маленькой спальне, потом пытается из них что-то свести и выпустить. Черт его знает. Но это точно та картина, которая будет стоять у меня в глазах: необорудованная крыша, пледы, подушки, разваленные по полу, и несколько людей, которые без какого-либо освещения или колонок, просто слушаю стоящего перед ними парня с гитарой.

Парень с удовольствие подарил всем самодельное демо своего будущего компакт-диска. И, конечно, если я увижу этот альбом в iTunes, то я с удовольствием буду хвастаться, что этот парень в простой майке, в сумерках Лондона играл только для нас на крыше. Причем, это была крыша не в центре Лондона, а в обычном районе, недалеко от Кемпдена. Рядом был фантастической красоты католический храм. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что с недавних пор это памятник архитектуры. Церкви там больше нет, она вся разделена на частные апартаменты. И правда: когда я присмотрелся, то увидел, что вот в этих узких готических высоких окнах - переборки новых квартир.

Даниэлла Окуджава

Но это точно та картина, которая будет стоять у меня в глазах: необорудованная крыша, пледы, подушки, разваленные по полу, и несколько людей, которые без какого-либо освещения или колонок, просто слушаю стоящего перед ними парня с гитарой



Бездомный и беспощадные корпорации

Впервые в программе по Лондону была идея от бездомного. Расскажи о нем немного.

Этот парень пытался добиться успеха в мире большого корпоративного бизнеса, стал даже каким-то управляющим, но потом разразился кризис - я только уже не помню, какого года - и он остался на пособии да на бобах. Он очень хорошо знает округу, Кемпден - это действительно его район. Но что интересно: ключевой момент произошел, когда мы поднялись на какой-то главный холм в Кемпдене, откуда открывается потрясающий вид на Лондонский Сити. Здесь бездомный произнес пламенную речь по поводу того, что там сейчас продолжают работать все те гады, из-за которых у нет ни дома, ни семьи. И дальше все левые убеждения, анархические, по поводу того, как большой капитал уничтожает человеческую душу и безжалостно относится к среднестатистическому человеку. И надо сказать, что моментами эта речь нашла во мне отклик. Потому что да, конечно, в этих глобальных кризисах виноват корпоративный бизнес. Мне сложно представить себя на месте человека, который своим детям говорит: “Девочки мои, все, что у нас есть, я заработал на бирже”.

Даниэлла Окуджава

Если бы я был ребенком, я бы спросил - “Папа, а что ты сделал? Ты что-то создал? Придумал? Что останется после тебя?”. И я не нашел бы что ответить



Если бы я был ребенком, я бы спросил - “Папа, а что ты сделал? Ты что-то создал? Придумал? Что останется после тебя?”. И я не нашел бы что ответить. Но в целом прогулка по Кемпдену - это абсолютный фан. Потому что такого городского рынка, на котором все можно купить, места, где через каждый пять метров музыканты играют то регги, то ска, то хардкор, то габбер - что угодно - такого не найти в мире. Можно, наверное, сравнить только с Хейт-Эшбери в Сан-Франциско - тем знаменитым район, в котором родились хиппи. Но такой энергетики там нет. Энергия в Кемпдене пульсирует в воздухе.



Картонная Эми Уайнхаус и одноместные лондонские каналы

Еще одним нововведением в программе была прогулка на катере. Причем, насколько я понимаю, она разительно отличалась от стандартного маршрута “Посмотрите, как клево ночью горит здание Парламента”.

Да. Мы по итогам пришли к пониманию, что нужно как можно больше людей возить на этом катере. Во-первых, он на этот вечер был только наш. Во-вторых, удивительная особенность этих лондонских каналов заключается в том, что они рассчитаны на ширину одного судна. Но движение при этом двустороннее. И вот катеры каким-то волшебным образом умудряются пересекаться в тех местах, где есть какая-то выемка. Мы проплыли тогда под тоннелем, который длиной 100-150 метров. Сложилось ощущение, что кто-то взял и вырезал из бумаги контур нашего катера, а потом, отступив один миллиметр, вырезал проем этого тоннеля. При этом помощник капитана в какой-то момент начал вручную корректировать расположение катера относительно стен. “Чуть влево - чуть вправо”. Очень захватывающе. Никогда не знаешь, в какой-то момент встроенный в помощника личный гугл-мепс ему изменит.



Но самое ценное, что во время этой прогулки тебе открываются какие-то невероятные жемчужины, которые не видны с земли. Мы выплыли из очередного тоннеля и вдруг видим, что справа - рукотворный мемориал Эми Уайнхаус. Там перекрещены два дерева, между ними - вырезанная из картона Эми, которая как бы качается на качелях.

Даниэлла Окуджава

Мы выплыли из очередного тоннеля и вдруг видим, что справа - рукотворный мемориал Эми Уайнхаус. Там перекрещены два дерева, между ними - вырезанная из картона Эми, которая как бы качается на качелях



Все это покрыто высохшими цветами, мягкими игрушками, и записками “Amy we love u”. И это очень трогательно. Потому что Эми жила в этом районе. Мы, кстати, во время пешеходных прогулок ходим к ее дому. Более того, наш гид - Дима - был свидетелем той ночи, когда она покончила жизнь самоубийством. Он просто проходил мимо, увидел скопление народу, и весь вечер наблюдал за тем, что там происходило. Его свидетельства - очень ценные. Ты ни от кого больше не услышишь такой истории.

Подпишитесь на телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить! telegram
.