Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 21.04.2017

Виктор Панжин: Я мечтаю обогнуть земной шар еще раз

Виктор Панжин - авантюрист, нео-кочевник, путешественник, отельер, рисовальщик, гольфист и просто человек, который живет в свое удовольствие. Мы поговорили с ним о его первой кругосветке, которую Виктор прошел на катамаране, о новых целях и мечтах, и о том, как важно преодолевать трудности, которые встречаются на твоем пути.


Вы десять лет ходили кругом света на своем катамаране. Для многих это звучит как нереализуемая мечта.


Я родился в Тбилиси - в городе, с морем никак не связанным. Потому сама идея путешествовать родилась уже позже, когда в начале 90-х я переехал в Германию. Именно там я почувствовал, что могу достичь всего, чего хочу. Почему? Да потому что обрел цель, о которой ранее и не думал. В Советском союзе не так-то много было информации о внешнем мире. И вот случился какой-то переломный момент, когда на меня сваливается неожиданно, или, может, закономерно, какая-то сумма денег. Я тогда задал себе вопрос, чего я хочу: дом или путешествовать? Путешествовать. И выбирая между кораблем, машиной или самолетом, конечно, выбрал море. Потому что меня всегда интересовали острова.




Как долго вы готовились к такому путешествию? Это же нужно обладать серьезными навыками в управлении парусом, чтобы переплыть океан.

Я большой лентяй, потому изначально решил купить 14-15-метровую моторную яхту. Ездил на выставки в Германию, во Францию, в Швейцарию - присматривать себе подходящую модель. Но в скором времени понял, что это не самый подходящий вариант: моторные яхты такого размера перейти океан не могут, да и бензоколонок в океане еще нет. И я начал учиться парусному делу. Сдал государственный экзамен, встретился с людьми, совершившими кругосветку, прочитал много книг и потихоньку вошел в дело. В целом на подготовку ушло примерно два года.

А как же земная жизнь?

Это тоже часть подготовки. Я дождался пока сыну исполнится 18, решил вопрос с домом, разобрал вещи, а в октябре 2001-го года мы с женой сели в лодку и отправились в свое большое путешествие. На самом деле, жизнь на яхте очень похожа на земную, только пейзажи меняются и возрастает ценность человеческих отношений. На яхте ты не можешь существовать совершенно обособленно, ведь море - это зона повышенной опасности: шторм, ураган, ветер. Это очень объединяет людей. Они приходят на помощь друг к другу, делят и радости, и невзгоды. Знаете, есть такая поговорка: “На чужом опыте нельзя выучиться”. Но море - исключение из правил, здесь обязательно нужно прислушиваться к советам людей, которые опытнее тебя.



Что вас более всего пугало в море?


В море ты каждый раз отправляешься в неизвестность, не видя толком своей цели, только зная, что где-то там она есть - эта заветная точка на карте. Это психологически сложно, особенно ночью. Сзади остров пропал - впереди еще острова нет. И все. Темнота. Иногда ведь еще и из-за туч не видно ни луны, ни звезд. Конечно, это пугает только в начале. Но это очень важный этап - осознать, что цель появится, что ночь обязательно сменится днем. Я совершил так много ночных переходов, что в какой-то момент осознал - луна мой друг. Конечно, когда есть луна, то с ней идти ночью намного легче. И я для себя понял, что даже сейчас, когда я вижу луну, луна - это мой друг. Вот мой друг взошел и светит. Значит, я не одинок здесь. Есть еще кто-то со мной. Вот такое чувство.


Жить после этого не скучно было?


Да, было. Есть две категории яхтсменов. Одни совершают переходы между островами, странами и континентами только для того, чтобы остановиться там, встать на якорь и жить. А есть люди, которые должны постоянно находиться в движении. Как-то раз я встретил одного такого немецкого моряка. Мы стартовали одновременно на Карибах, а когда я дошел до Фиджи, он уже успел сделать круг. Это была его цель. Добившись ее, он продал яхту. А через несколько месяцев у него началась жуткая депрессия и он написал мне - “Я не знаю, что делать дальше”. Я тогда подумал, что это глупость какая-то, что у него, вероятно, с головой не в порядке. Но закончив свое плавание, я вдруг почувствовал то же самое. Нет, это была не депрессия. Но мне очень нужно было сменить обстановку. Это продолжалось на протяжении двух лет. Я хотел повторить свое путешествие, но понимал, что это невозможно, я стал заложником ситуации. Позже я нашел выход - начал писать. Сначала сам для себя. А еще на меня большое впечатление произвели картины австралийский аборигенов - чистая абстракция. В Англии и Америке такие работы стоят 2000-3000 евро. И я стал сам их рисовать, мне это очень помогало. Когда в 2014-ом продалась наша яхта, я по-настоящему поставил точку.




Вы сказали, что жизнь в море в целом напоминает сухопутную. Но эти десять лет на яхте должны же были оставить какой-то след?


Когда ты живешь на яхте, то очень внимательно относишься к звукам, не свойственным конструкции судна. Оттого чутко спишь. Слышишь - якорь начал скрести по морскому дну, а цепь от него вибрировать. Значит, якорь плохо закреплен. Ты тут же просыпаешься, потому что это непривычный звук, опасный. Когда я вернулся на сушу, еще долгое время контролировал все звуки в доме.

А в шторм, наверное, и вовсе не удавалось спать?

Да. Бывали волны высотой 4-6 метров, в шахматном порядке накатывающие большими глыбами воды. В такой ситуации очень сложно управлять яхтой. Тебе остается только эмпирическим путем подстроиться под скорость движения волн. Это не всегда удается, потому ты все время напряжен.



Кругосветка на яхте была целью, мечтой. О чем вы мечтаете теперь?

Я хочу обогнуть земной шар еще раз, но теперь не только на яхте, а комбинированным способом. За год посетить все те места, что мне понравились. Долететь до Таити, побывать в Полинезии, навестить моих друзей, попасть в Меланезию, полетать на Фиджи, на Вануату, Австралию, Новую Каледонию.


Вы живете на три дома: Германия, Азоры, Индонезия. Какой дом любимый?


Наверное, Азорские острова, там я провожу большую часть времени. Когда хочется спокойствия - лечу в Германию. Но Германия - страна, которая состоит из одних законов. Они там архаические, старые. Мне там не хватает свободы. На Азорах, к примеру, ты можешь прикоснуться к любому природному феномену. А в Германии, как и во всей Европе, обязательно стоит шлагбаум, ограда или касса.



Каково вам в роли “души компании”?


Если честно, я никогда не был коммуникабельным человеком. И когда три года назад Клуб путешествий Михаила Кожухова предложил мне стать душой компании, я не очень хорошо себе это представлял. Да, на Азорских островах я могу показать и рассказать в разы больше, чем лицензированный гид. Но ведь душа компании - это нечто большее. И знаете, я очень проникся этой ролью. Теперь мне это нравится - быть связующим звеном. Очень интересно наблюдать за тем, как разные люди, которые совершенно не знают друг друга, вдруг становятся компанией, друзьями. И это именно твоя задача - объединить всех.

.