Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Колонки | 28.09.2020

Знаки в пути. Как путешествие из Петербурга до Владивостока на попутках изменило мою жизнь

Тысячи километров автомобильных дорог за спиной, сотни пойманных попуток, десятки больших городов и несчетное количество дорожных указателей — все приключения автостопом похожи друг на друга, каждое из них особенное по-своему. В свой первый автостоп путешественница и авантюристка Наталья Корнева ввязалась еще в 2010 году, но приключения не имеют срока давности. В этом году переиздают ее книгу «Автостопом по России», а сама Наталья до сих пор с восторгом вспоминает свой первый маршрут: 30 тысяч километров, 21 город, 181 пойманная машина, 1 рюкзак и, по всем правилам жанра, 100 рублей в кармане. Всего за свою «автостопную карьеру» она проехала 150 тысяч километров по России и... бросила автостоп. О том, почему это произошло и как путешествия могут изменить жизнь рассказывает Наталья Корнева.

«Какая она, Россия?»

Я всегда мечтала путешествовать и, конечно же, мечтала о кругосветке. Но путешествие само по себе не было моей целью, мне хотелось пожить в разных странах и понять другой менталитет. Я нашла работу в кукольном театре в Китае и уехала в Шэньчжэнь. Провела там полгода и поняла, что очень скучаю по своей стране. «Какая она, Россия?» — спрашивали меня китайцы, а я даже не могла ответить на этот вопрос, так как не была нигде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Получается, что я мечтала о кругосветном путешествии, но даже не представляла, что из себя представляет собственная страна. Тогда я решила отправиться в путешествие по России и обязательно автостопом, поскольку я не была уверена в своих финансах. Цель была простой — увидеть, что находится за Уралом и чем живет моя страна. От своих знакомых я слышала разное, мол, и делать там нечего, и чуть ли не одни зэки там живут, и лучше поехать в Европу, там гораздо лучше... Но мой интерес никуда не делся, а даже наоборот. Я сказала родителям, что поеду на море к однокурснице, а друзьям не стала говорить ничего вовсе, потому что они бы точно покрутили пальцем у виска. Первое время я пробовала найти попутчиков на форуме автостопщиков, но поняла, что лучше ехать одной, чем с тем, кого не знаю.

Самые нужные вещи в дороге

При подготовке я не руководствовалась форумами и не читала советы бывалых автостопщиков, а просто представила, что может пригодиться в дороге летом и осенью. Еще у меня было мало денег, на последние я купила рюкзак, туристический коврик, непромокаемую обувь и спортивную одежду. На палатку уже не хватило, но я решила, что хватит тента и спальника, которые у меня уже были, в них я смогу заворачиваться как гусеничка и так спать. Еще я подумала, что мне будет грустно без каких-то милых сердцу вещичек, поэтому взяла с собой плюшевого мишку, платье для красивых фотографий, блокноты для путевых заметок и книгу «Время-не-ждёт» Джека Лондона. Прочитать ее мне посоветовал путешественник Кирилл Аристов, сказав, что когда-то эта книга сподвигла его проехать от Москвы до Владивостока на велосипеде. Для меня она тоже стала знаковой, ведь я проехала автостопом по его маршруту.

Быт дорожный и подорожный

Изначально я планировала останавливаться в деревнях, находить там местных бабушек и в обмен на помощь по хозяйству получать еду, но все вышло иначе. Мне было двадцать, а выглядела я и того младше, поэтому все думали, что я школьница и сразу начинали меня подкармливать. Водители делились со мной своим обедом, часто давали продукты с собой в дорогу. Поэтому за свое путешествие я набрала килограммов семь. Спать я планировала в спальнике и тенте, но чаще ночевала в дальнобойных машинах, на заправках, постах ДПС и у сторожей каких-то местных объектов. Иногда я ночевала на остановках, но в некоторых местах спать было просто страшно, поэтому я просто шла пешком по дороге всю ночь. В деревнях я тоже ночевала, один раз остановилась на несколько дней у той же пары, которая меня и подвозила. Отдохнула, помылась, выспалась и поехала дальше. Кстати, с душем в дороге особо проблем не было, так как было лето и я могла окунуться в какой-нибудь реке. Аптечка с собой у меня была небольшая — пластыри, бинт и перекись водорода. Но мне даже и это не пригодилось. Уже во Владивостоке у меня заболело колено, я обратилась в медпункт, мне дали какую-то мазь и все прошло.

Ловить попутки и слушать местных

У меня не было запланированного маршрута, я просто знала, что хочу на восток страны. Мне было интересно пройти ее всю, увидеть своими глазами и понять, из чего она состоит. Я старалась ловить машины с номерами региона, в котором нахожусь, и слушать советы местных, уж они-то всегда знают, что интересного есть рядом! Маршрут в одну сторону получился такой: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток. Если туда я ехала по федеральной трассе, практически никуда не сворачивая, то на обратной дороге старалась больше исследовать местность. Поэтому я поездила по Приморскому краю и доехала до границы с Китаем, а затем свернула до Советской Гавани, думала попасть на Сахалин, но не получилось. Затем я добралась до Аршана, побывала на Байкале, потом через Кемеровскую область доехала до Алтая и проехала по всему Алтаю до границы с Монголией. Потом снова был Урал, но уже по другой трассе, а после я взяла южнее, добралась до Волгограда, а потом в Геленджик и Анапу. Оттуда махнула до Мариуполя, потом в Одессу, затем в Тирасполь, потом в Кишинев. Из Молдовы я поехала в Беларусь, а уже оттуда вернулась домой в Санкт-Петербург. Это все было не запланировано и куда двигаться дальше я решала непосредственно на месте. Уехала 21 июля, а вернулась 21 сентября. Получилось ровно два месяца в дороге.

Река Лена, остров Ольхон и деревня Андреевка

Когда я ехала вдоль реки Лена, то вдруг расплакалась. Это было довольно обычное на первый взгляд место, ничем непримечательный с виду пейзаж, особенно в сравнении с другими ранее увиденными мной местами. Но именно там у меня возникло ощущение, будто я здесь уже была, это странное чувство, будто я вернулась домой после очень долгого времени. Мне очень захотелось переночевать там. Это было первый раз, когда я ночевала под открытым небом, возле тайги и реки. Тогда я пообещала себе, что обязательно вернусь сюда и пройду эту реку. Свое слово я сдержала, через два года снова приехала в эти места, прошла около 500 километров на лодке и убедилась, что река Лена это мое. Еще мне понравился остров Ольхон на Байкале. Мне попались попутчики, которые оказались очень душевными и духовными людьми. Несколько раз в год они приезжают из Иркутска к Байкалу. Не просто отдохнуть, а зарядиться у своего камня. Говорят, что сбрасывают всю негативную энергетику там, а взамен получают добрую. В этот раз они везли местной шаманке икону Ксении Петербуржской, а узнав, что я сама из Петербурга, сказали, что наша встреча не случайна. Благодаря им я тоже научилась видеть в дороге знаки и находить ответы на свои вопросы. Еще одно место — бухта Троицы залива Посьета в Приморском крае. Здесь стоит маленькая деревня Андреевка, которую мне показал подвозивший меня милиционер. Там я задержалась на пару дней, прыгала со скал в море, считала морских ежей и не могла поверить, что все еще нахожусь в России, настолько это место было не похоже на мои прежние представления о своей стране.

Знаки в пути

Знаки в пути всегда появлялись из неоткуда, но не заметить их было трудно. Как-то в Забайкальском крае я поняла, что не могу ехать дальше, пока не погуляю по деревне, мимо которой мы проезжали, и попросила водителя высадить меня прямо там. Был рассвет, около шести утра. Я фотографировала красивые деревянные домики, а потом увидела резные наличники и решила сфотографировать их поближе. Как раз в этот момент открылись ставни и из окна выглянул хозяин дома. Он был не против фотографии, а когда я уже собиралась идти дальше предложил взять в дорогу козье молоко. А я молоко вообще не пью, но он настоял и дал мне аж литр молока и печенье к нему. В тот же день я доехала до Улан-Удэ, но куда двигаться дальше не знала. Решила подойти к первому попавшемуся человеку на улице и спросить, куда бы мне поехать. Мне посоветовали Иволгинский дацан. На входе в дацан ко мне подошла девушка, которая продает сувениры, и сказала, что в доме 17 есть хороший лама: «Он даст ответы на все вопросы, которые нужны тебе в жизни». Я подхожу к этому дому, а впереди меня небольшая очередь из желающих попасть к нему, и вижу, что у всех в руках молоко и печенье. Спрашиваю зачем, а мне отвечают, что это нужно для духов. Говорят, что когда человек задает вопросы ламе, то нужно обязательно задобрить духов, чтобы тебя услышали и желания сбылись. А у меня в рюкзаке как раз бутылка молока и пачка печенья. Все переплелось и сошлось самым удивительным образом.

Почему я больше не езжу автостопом

В 2013 году я решила повторить свое масштабное путешествие, но на этот раз добраться до Магадана. Признаюсь, я хотела повернуть обратно, пройдя лишь 2000 км. Я ехала по знакомым трассам, смотрела в окна на те же деревни и спрашивала себя: «И что дальше-то? Так и будешь кататься?». Если во время первого путешествия я еще чувствовала сопричастность к автостопу, то впоследствии все яснее ощущала внутреннее отторжение. Поднимаешь руку и будто бы на душу спускается какой-то ком, тяжелый, неприветливый. Идешь вперед километр за километром, а за пазухой ноет, что ты не там, где должен быть, что твоим мечтам теперь не место здесь. Еще один важный момент любого одиночного автостопа — безопасность. Несмотря на то, что я благополучно преодолела тысячи километров и вернулась обратно, это не означает, что за спиной нет негативных и ужасающих историй. Сколько же было таких ситуаций? Жестких домогательств — три, намеков — каждый пятый водитель. Каждый пятый! Сначала я отбрасывала все это куда-то далеко от себя, но после одного случая перестала доверять в принципе. Каким бы человек не казался положительным, я не ощущаю себя в безопасности, а все время жду подвоха. Вместе с внутренним дискомфортом я стала ощущать, что автостоп меня тормозит. Нет денег? Поймаю попутку! Когда «нахаляву» становится нормой, то исчезают стимулы развиваться в других сферах. Грустно, когда человек едет автостопом только потому, что у него нет других вариантов. Жить бродяжнической жизнью не входило в мои планы, поэтому я решила завязать с автостопом. Не хочу обидеть причинами своего отказа бывалых автостоперов или тех, кто только собирается поймать свою первую попутку, поэтому говорю только за себя. Не скрою, что странствия в определенный период времени пошли мне явно на пользу, а еще я благодарна жизни, что осталась жива и здорова.

Все сбылось

Когда я ехала автостопом, то всем рассказывала о своей мечте — соединить работу и путешествия. Я хотела, чтобы это были не просто поездки ради отдыха, а с определенной целью, чтобы я фотографировала, снимала видео, делала какую-то документальную работу... С моего первого автостопа прошло десять лет, я написала об этом книгу, которую в этом году переиздали, и мое желание совместить работу и путешествия тоже сбылось. Я работаю в генеалогии, много путешествую по своей стране, снимаю и монтирую видео о наших поездках. Только сейчас понимаю, какой я счастливый человек. Сбылось все, о чем я тогда мечтала!

Интересные путешествия

.