О Полине Осетинской

Первый большой концерт Полины Осетинской случился в зале Вильнюсской консерватории. Шестилетняя девочка в скромном дачном наряде, бодро исполнившая Романс Моцарта и прелюдии Скрябина, вызвала у публики и профессоров живой интерес и нескрываемую симпатию. Этот день стал точкой отсчета ее музыкальной биографии.

Первым учителем Полины стал отец, он занимался с дочерью по собственной методике. Полина также брала уроки у Анаиды Сумбатян (педагог Владимира Ашкенази), Сергея Дижура и Александра Мндоянца. Позже наставницами Полины стали два выдающихся педагога: Марина Вениаминовна Вольф в Санкт-Петербурге и Вера Васильевна Горностаева в Москве; обе они в свою очередь были ученицами Генриха Нейгауза.

Путешествия из Петербурга в Москву и обратно, в буквальном и переносном смысле, Полина совершает всю жизнь. Она училась в Центральной музыкальной школе в Москве, затем в школе-десятилетке и консерватории в Петербурге, стажировалась в Московской консерватории. Она дает концерты в двух городах и стала любимицей и московской, и петербургской публики. Нередко из Москвы в Петербург и обратно Полина путешествует вместе со своим другом Алексеем Гориболем. В одном из интервью пианист в шутку предложил присвоить им обоим звание «почетные граждане города Бологое» — города, находящегося ровно посредине между двумя столицами.

Помимо сольных программ пианистка участвует в проектах с представителями самых разных творческих профессий. В проекте «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Сказки о солдате» Игоря Стравинского ее партнерами стали Владимир Познер, Андрей Макаревич и Дмитрий Ситковецкий, в спектакле «Неизвестный друг» по рассказу Ивана Бунина — Ксения Раппопорт, в «Совместных действиях» — Людмила Улицкая.

Весной и летом Полину можно встретить на Дягилевском фестивале в Перми и на «Звездах белых ночей» в Петербурге, зимой — на «Ликах современного пианизма». Ее с восторгом принимает фестивальная публика Европы и Америки. Карнеги-холл, венский Мюзикферайн, лондонский Барбикан, римский Театро Арджентина, залы Москвы, Санкт-Петербурга — список известнейших площадок мира, в которых играла пианистка, растет с каждым годом.

Полина сотрудничает со многими знаменитыми дирижерами — с Теодором Курентзисом она исполняла Рахманинова, с Андреем Борейко — Шопена, с Александром Сладковским — Шумана. Пианистка выступала c оркестром musicAeterna, симфоническим оркестром Мариинского театра, государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова и Токийским филармоническим оркестром. Ее записи выходят на лейблах Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, Мелодия.

В 2001 году Полине была вручена молодежная премия «Триумф» — премия, отмечающая достижения и прорывы в области литературы и искусства. В разные годы лауреатами премии становились Рената Литвинова, Иван Вырыпаев, Земфира, Кирилл Серебренников.

В 2008 году вышла книга «Прощай, грусть», в которой Полина пишет о своем детстве. Поклонники приняли книгу с восторгом, они нашли в ней «музыку, Петербург, хороших умных людей, лица и имена, порождающие у человека 1980-х воспоминания, ассоциации, мысли, даже запахи…». Десять лет спустя читатели все еще живо обсуждают книгу и ждут продолжения.

В 2016 году Полина создала и возглавила «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской», который помогает музыкантам и артистам справляться с профессиональными проблемами.

В июле 2019 года Полина Осетинская впервые выступила на Зальцбургском фестивале. Вместе со скрипачом Максимом Венгеровым она исполнила Моцарта, Шуберта, Энеску и Равеля. Через два месяца, в сентябре, Полина вышла на сцену Карнеги-холла с музыкальным спектаклем «Неизвестный друг».

В концертном сезоне 2022−2023 запланирован тур по США и Канаде совместно с Максимом Венгеровым, а также концерты в Милане и Риге. Кроме того, Полина продолжает выступления на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и других российских городов.

Наверх ↑