Дом Радио и musicAeterna — звучание прошлого и настоящего в знаковом доме для истории Ленинграда
Одним из главных событий празднования в Петербурге 10-летия Клуба путешествий Михаила Кожухова будет наше знакомство с Домом Радио. Знаковое для истории Ленинграда здание в самом центре города, сегодня это культурно-просветительская институция и творческая лаборатория легендарного коллектива Теодора Курентзиса musicAeterna. Чем живет сегодня Дом Радио мы поговорили с его куратором Кристиной Галькой и менеджером по развитию Ольгой Чепуровой.
Каким образом musicAeterna оказалась в Доме Радио — почему Санкт-Петербург, почему именно это здание?
Санкт-Петербург — это город, где проходило становление Теодора Курентзиса как профессионального музыканта. В 1994 году, переехав в Россию, он поступил в Петербургскую консерваторию на кафедру оперно-симфонического дирижирования в класс Ильи Александровича Мусина. Петербург — один из самых значимых городов для Теодора, поэтому переезд сюда в 2019 году и создание большого проекта именно в Доме Радио было неслучайно.

Сам Дом Радио — площадка с непростой и значимой для города историей, большая часть которой связана со звуком. Символично то, что место, которое стало сердцем Ленинграда в самые сложные военные годы, откуда транслировались последние сводки новостей и лучшие музыкальные произведения, стало творческой лабораторией musicAeterna и культурной институцией, где формируется новая культура взаимодействия с аудиторией.
С каким посылом изначально формировалась программа Дома Радио? Претерпела ли концепция со времени создания институции какие-то изменения?
Опорными для нас являются музыкальное, визуальное и просветительское направления. Так было в самом начале становления нашей институции, эти же ориентиры мы сохраняем и сейчас. Формирование мировоззрения — живой процесс, поэтому векторы исследований внутри направлений постоянно корректируются. История здания подпитывает нас своими сюжетами, а мы, в свою очередь, наделяем пространство своими смыслами.
Интересно, как вы обжились и чувствуете себя внутри. Приспосабливаетесь под 100-летнее историческое здание, которого едва коснулась реставрация, или приспосабливаете его под себя?
Любой процесс взаимодействия взаимен. Мы бережно относимся к истории, поэтому приспосабливая помещения для своей деятельности, сохраняем следы памяти.

Графитовый цвет стен, приглушенный свет или его практическое отсутствие, запах ладана внутри Дома Радио — очевидно, что это чья-то осознанная идея, также наполняющая и связывающая пространство с его жителями, гостями, происходящим внутри. Интересно, откуда она, что в себе несет.
Идея состоит в том, что в нашем восприятии действительности задействованы все органы чувств. И все они в равной степени важны. Мы создаем атмосферу концентрации и покоя, где ничто не должно отвлекать от общения с искусством.
Дом Радио был закрытым режимным объектом большую часть своей жизни. Попасть туда с улицы и сейчас невозможно. Наверняка есть в этом и свои плюсы, и минусы для вас?
Это факт. Сегодня Дом Радио — культурно-просветительская институция, открытая городу и его жителям. Открытая по билетам или регистрации, во время проведения мероприятий внутри, закрытая — в часы, когда они не проходят.
«Картотека» в фойе Дома Радио — хранилище для сотовых телефонов — часть экспириенса, с которой начинается визит в Дом Радио для всех ваших посетителей. Как вы это объясняете гостям?
При встрече гостей наши капельдинеры предлагают поместить телефон в специальную ячейку-сейф, чтобы полностью сосредоточиться на происходящем здесь и сейчас.
Почему нельзя снимать в Доме Радио?
Восприятие искусства — процесс эмоциональный. А эмоции — часть нашей внутренней жизни, которая запечатлевается в моменте. Когда мы смотрим на мир сквозь линзу аппарата, мир предстает не тем, что он есть на самом деле. И это изменяет наш зрительский опыт. Вспомните фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Это ранняя кинематографическая работа очень выпукло показывает, насколько меняется взгляд на вещи и предметы. Картинка становится прерывистой, мы существуем в неком монтаже.

Как оказаться внутри Дома Радио, если ты не резидент и не член коллектива, и познакомиться с его историей и сегодняшней жизнью?
С сентября 2022 года у Дома Радио сформировалась обширная афиша, включающая концерты, перформансы, разнообразные лектории и телесные практики. Каждый день проходит от одного до трех мероприятий. Чтобы попасть на них в одном случае необходимо приобрести билет, в другом — зарегистрироваться на событие. Все это можно сделать на сайте musicAeterna в разделе «Афиша Дома Радио». Если же вас интересует более глубокое погружение в историю здания, то рекомендуем посетить наши медиации — особый формат экскурсий, где посетители имеют возможность больше узнать о Доме Радио и сформировать свое представление о нем.
«Телестудия за окном», существовавшая ранее, — вы планируете вернуться к этой идее и дать возможность подсмотреть за происходящим внутри Дома Радио. Все верно? Наверняка и этот формат связи с миром снаружи переосмыслен — что уже известно об этом?
Проект «Открытая студия» — это формат, придуманный телерадиокомпанией «Петербург», который существовал здесь в то время, когда пространство занимал «Пятый канал». Горожане имеют возможность познакомиться с устройством нашей культурно-просветительской институцией и погрузиться в историю Дома Радио, посетив наши медиации.