Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 26.08.2019

Фрегат «Паллада»: история и современность

В 2019-2020 годах три парусника — «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» — понесут кругом света российский флаг. 200 лет назад был открыт шестой материк, Антарктида. Экспедиция организована в память о смельчаках, доказавших, что, мечтая, можно найти даже край света.

«Седов» и «Паллада» обогнут мир, а «Крузенштерн» пересечет Атлантику
. Мы идем на «Палладе» — одном из самых быстроходных парусников мира. «Паллада» подойдет к южному полюсу ближе всех. Вы тоже можете стать участниками исторических переходов, если присоединитесь к команде Клуба путешествий Михаила Кожухова. Накануне кругосветки разбираемся в истории «Паллады» и в том, как фрегату удается развивать самую высокую скорость в мире среди парусников класса «А».

Два разных фрегата

Многие еще в школе читали книгу очерков «Фрегат „Паллада“», составленную Иваном Гончаровым на основе путевых заметок из экспедиции на военном парусном корабле в 1852–1855 годах. Гончаров входил в личный состав фрегата в качестве секретаря главы морской экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина, вместе с экипажем посетил Англию, побывал в некоторых странах Африки, Китае, Японии, а в Петербург вернулся по суше через Сибирь. Путешествовал он на том фрегате российского военного флота, который был заложен 2 ноября 1831 года на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге и затоплен в конце Крымской войны (январь 1856 года) в устье реки Амур.

Когда мы сегодня говорим о «Палладе», то имеем ввиду российское учебное парусное судно, построенное на судоверфи в польском городе Гданьск и спущенное на воду в июле 1989 года. Этот фрегат назван фрегат в честь исторического военного парусника «Паллада». Судно принадлежит Дальневосточному рыбохозяйственному университету и базируется во Владивостоке. Точнее в город оно приходит в январе, чтобы в течение 1,5-2 месяцев провести необходимые ремонтные работы и пополнить запасы. Оставшееся время «Паллада» бороздит морские просторы планеты.

Военный фрегат «Паллада»: 1832 год

Судно было построено по распоряжению Николая I в 1832 году на верфях в Петербурге. Предполагалось, что императорская семья будет отправляться на нем в длительные иностранные путешествия.

Еще до окончания строительства корабль решили назвать в честь древнегреческой богини Паллады — покровительницы мудрости, искусства и войны. Не зря говорят, как назовешь корабль, так он и поплывет! В недолгой истории «Паллады» было достаточно и того, и другого, и третьего…

В Японию под страхом смерти

В 1852 году «Паллада» отправилась в свой самый известный поход к берегам Японии. Пройдя путь из Балтики до Гонконга, кораблю предстояло войти в японские воды и установить первый дипломатический контакт с далекой, но такой желанной для торговли и сотрудничества страной. Задание это было не из легких, так как полностью изолированная от внешнего мира Япония обещала немедленную казнь любому иностранцу, ступившему на ее землю.

И без того непростая миссия осложнялась непрекращающимся соперничеством с США, направившим в сторону Японию свою военную эскадру с аналогичным поручением. Обе экспедиции успешно добрались до японских островов и установили долгожданные дипломатические отношения. Вот только американский коммодор Мэтью Перри (не путать с известным голливудским актером) сделал это силой оружия, а капитан российского парусника — адмирал Путятин провел мирные переговоры и заключил с японской стороной соглашение о сотрудничестве. Так «мудрость» оставила свой след в истории фрегата.

Вдохновение для великих книг

Секретарем капитана Путятина в знаменитое «японское» плавание был назначен Иван Гончаров - переводчик столичного департамента внешней торговли и по совместительству начинающий писатель. Тот самый создатель Ильи Ильича Обломова.

Но Обломов появится позже, а пока 40-летний Иван Гончаров (на фото пятый справа в нижнем ряду) отправляется в далекое четырехлетнее путешествие. По пути писатель делает корабельные заметки, которые уже через несколько месяцев по возвращению из плавания будут оформлены в цикл путевых очерков «Фрегат "Паллада"» и напечатаны в литературных журналах.

Отправляясь в учебное плавание на «Палладе» рекомендуем прочитать воспоминания Гончарова о корабельных буднях.

«Паллада» на войне

Ну а теперь настало время роковой части в истории «Паллады» — связана она с войной. Пока российская эскадра во главе с известным нам фрегатом выполняла порученную ей дипломатическую миссию, в Европе разгорелась Крымская война. Англия, входящая в коалицию против Российской империи, отправила в район Тихого океана целую флотилию для захвата знаменитой «Паллады». Паруснику приказано было прибыть к российским берегам в Советскую (тогда Императорскую) гавань.

Два месяца капитан корабля пытался ввести фрегат в устье Амура, чтобы укрыться от флота неприятеля. Но даже полная разгрузка не позволила ему преодолеть мелкий и извилистый фарватер реки. Поэтому «Палладу» решено было оставить в гавани на зимовку и по указанию столичного начальства сжечь при приближении вражеских кораблей.

Вот только погиб фрегат не напрямую от военных действий, а от обветшания. Весной 1855 года в Императорскую гавань прибыли два корабля Амурского флота с намерением отбуксировать стоящую на зимовке «Палладу» в Амурский лиман. Однако, они нашли фрегат в крайне плачевном состоянии. Попытки отремонтировать судно или отбуксировать его по Амуру не увенчались успехом, и в конце 1855 года было принято решение «Палладу» затопить. Так закончилась история великолепного военного фрегата «Паллада».

Однако через 130 лет его преемник — учебный парусник «Паллада» не только присоединится к российскому флоту, но и прославится на весь мир, как самое быстроходное парусное судно класса «А».

«Паллада» сегодня

Современная история парусника «Паллада» началась в 1985 году, когда Министерство рыбного хозяйства СССР заказало 5 однотипных учебных фрегатов для крупнейших портов страны. Владивостоку достались 2 судна — «Надежда» и «Паллада».

В июле 1989 года фрегат был спущен на воду и отправился в свое первое плавание из Балтийского моря в Тихий океан к порту приписки — Владивостоку. В первом переходе парусник символично повторил последний маршрут своего знаменитого предшественника — военного фрегата «Паллада».

Фрегат считается лучшим учебным парусным судном современной России. За почти 30-летнюю историю на корабле прошли обучение 13 000 курсантов, юнг и студентов-моряков. Судно побывало в 37 странах, совершило 2 кругосветных путешествия и в общей сложности прошло 800 000 морских миль (это как 40 раз обогнуть земной шар по экватору!).

Ежегодно «Паллада» совершает 4-5 учебных плаваний и приглашает на свою палубу не только курсантов и студентов морских и рыбохозяйственных вузов России и стран-партнеров, но и путешественников, желающих испытать себя в корабельном деле.

Технические характеристики парусника

Фрегат «Паллада» — трехмачтовое парусное судно, снабженное двумя винтовыми моторами. Правда, используют их только при входе и выходе из портов, а также во время шторма. В остальное время корабль приводится в движение за счет парусов.

Все мачты «Паллады» оснащены прямыми парусами. Благодаря этому достигается большая площадь парусности и как следствие — самая высокая скорость в мире среди парусников класса «А».

Длина корабля — 96,6 м; длина с бушпритом (брусом, выступающим на носу судна) — 108,6 м; 

Ширина палубы — 14 м; 

Высота борта — 16,65 м; 

Высота мачт — 49,5 м; 

26 парусов общей площадью 2771 кв.м. — это как 10 теннисных кортов! 

Максимальная осадка — 6,6 м; 

Водоизмещение — 2284 регистровых тонн (единица объема, равная 100 куб. футам или 2,83 куб.м.); 

Постоянный экипаж — 51 чел.; 

Максимальное количество человек на борту — 199; 

Максимальная скорость — 18,8 узлов (35 км/ч), средняя скорость — 11 узлов (20 км/ч).

История походов фрегата «Паллада»

За 30 лет навигации фрегат «Паллада» побывал в большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После распада СССР «Паллада» стала первым российским судном, которое с новым триколором на флагштоке вошло в порты Венесуэлы, Кубы, островов Фиджи и Самоа и даже в США.

1991 год — юбилейная экспедиция «Русская Америка» была посвящена 250-летию открытия Аляски российскими мореплавателями. Во главе с «Палладой» в ней принимали участие еще 3 крупных корабля и 17 яхт Тихоокеанского флота. Корабли должны были торжественно войти в порт города Сиэтл 22 августа 1991 года. По случайному стечению обстоятельств в это время в Москве произошел знаменитый Августовский путч.

Накануне прибытия экспедиции в Сиэтл командиром корабля было принято решение сменить красное советское знамя на новый российский триколор. Всю ночь команда фрегата шила флаг из подручных материалов! В ход пошли белые простыни, красные торжественные скатерти и синяя судовая материя. Зато уже ранним утром на флагштоке «Паллады» развевалось огромное трехцветное полотнище. Так фрегат стал первым кораблем, который вошел в иностранный порт с флагом современной России.

Первое кругосветное плавание фрегат совершил в феврале-августе 1992 года, длилось оно 189 дней. В рамках этого путешествия «Паллада» приняла участие в трансатлантической «Grand Regatta Columbus» в честь 500-летия открытия Америки Христофором Колумбом.

Второе кругосветное плавание «Паллады» было посвящено 190-летию морской кругосветной экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и одновременно 50-летнему юбилею присутствия россиян в Антарктиде. В этот раз паруснику понадобилось 284 дня, чтобы обойти вокруг света.

Плавание продолжалось с ноября 2007 года по август 2008. За это время фрегат прошел 3 океана и 23 моря, посетил 19 стран на 4 континентах и 2 раза пересек экватор. Почти половина времени в море прошла в опасных штормовых условиях! Однако, во время этого кругосветного похода фрегатом был установлен новый мировой рекорд скорости — 18,8 узлов.

Достижения парусника «Паллада»

Учебный фрегат «Паллада» представлен к занесению в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно класса «А» в мире. Максимальная скорость, которая была зарегистрирована на корабле, составила 18,8 узлов (35 км/ч).

Парусник знаменит не только своей учебной деятельностью, он но и активным участием в культурной жизни страны. «Паллада» не раз появлялась на международных кинофестивалях «Меридианы Тихого», «Человек и море» и «Дни Лаперуза» в Приморье. За это время гостями фрегата стали не только официальные лица и звезды отечественного кино, на его борт поднимались также Арнольд Шварценеггер и король Испании Хуан Карлос I!

В 2012 году гонконгская компания «Mega Power Hong Kong Banking Group Limited» выпустила коллекцию памятных монет из серебра 999 пробы — «Famous sailing ships of the world». На одной из монет был изображен и фрегат «Паллада» — с маяком на мысе Басаргина на обороте. Номинальная стоимость монеты составила 1 пиастр (очень по-морскому!), а тираж — 1000 шт. Сейчас такую монету можно приобрести у коллекционеров с рук примерно за 3000 руб.

В 2014 году фрегат с его первым капитаном Нахимовым также попал на коллекционную монету серии «Российские заморские территории». Номинал монеты составил 250 руб. В коллекцию входит также 11 других монет, на каждой из которых изображен знаменитый корабль российского флота с их не менее именитыми капитанами.

Кругосветная экспедиция 2019-2020

200 лет назад, несмотря на заявление Джеймса Кука, что на юге больше нет земель, российские судна «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отправились в одну из сложнейших экспедиций в мировой истории. Так появился шестой материк — Антарктида. В 2019-2020 годах три парусника — «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» — понесут кругом света российский флаг в память о смельчаках, доказавших, что, мечтая, можно найти даже край света. «Седов» и «Паллада» обогнут мир, а «Крузенштерн» пересечет Атлантику.

Мы идем на «Палладе», которая подойдет к южному полюсу ближе всех. Вы тоже можете стать участниками исторических переходов, если присоединитесь к команде Клуба путешествий Михаила Кожухова. Не позднее 10 сентября подробная информация о переходах появится на нашем сайта. Но уже сейчас вы можете предварительно забронировать место в группе одного из переходов кругосвтеного плавания, написав нам на sea@mktravelclub.ru

Переход № 1
10-23 декабря 2019
Самоа (Самоа) - Папаэтэ (Французская Полинезия)

Переход № 2
15 февраля - 15 марта 2020
Ушуайя (Аргентина)- Кейптаун (ЮАР)

Переход № 3
19 марта - 06 апреля 2020
Кейптаун (ЮАР) - Порт Луи (Маврикий)

Переход № 4
10 апреля - 04 мая 2020
Порт Луи (Маврикий)- Сингапур

Переход № 5
08 мая -12 мая 2020
Сингапур - Муара (Бруней)

Переход № 6
14 мая - 01 июня 2020
Муара (Бруней) - Нагасаки (Япония)

Принять участие в экспедиции Клуба путешествий Михаила Кожухова может любой человек старше 18 лет. Верхнего порога по возрасту нет. Специальная физическая подготовка не нужна: если вы можете подняться по лестнице до третьего этажа — этого вполне достаточно. Мы будем совершать подъемы на мачты, нести вахты у штурвала или на капитанском мостике, учиться вязать морские узлы, наравне с командой и курсантами участвовать в парусных авралах.

Если ваша физическая подготовка не позволит в чем-то принять участие, заставлять вас участвовать во всех активностях никто не будет. На судне вам будет помогать наш координатор — человек, который сопровождает группу на протяжении всей экспедиции. За вечернюю программу отвечают приглашенные гости и музыканты, так что скучать не придется: будут и творческие вечера, и концерты на палубе, и лекции об астрономии. Присоединяйтесь к нашим путешествиям! Забронируйте эксклюзивный тур вместе с клубом Михаила Кожухова! Если у вас остались вопросы, напишите нам на sea@mktravelclub.ru

.