Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 11.09.2018

Художник из Воронежа проехал полмира без гроша в кармане и обменял портрет на дом в Альпах

Преподаватель живописи, успешный коммерческий художник в Китае, незадачливый арт-директор ресторана в Индии, путешественник, который проехал полмира без денег... Художник Сергей Баловин успел примерить на себя немало ролей, но сам себя предпочитает называть аферистом. Впрочем, его приключения настолько не укладываются в рамки просто художника, что эту историю следует рассказать с самого начала.

Осень халасо

Когда-то Сергей преподавал живопись в Воронежском пединституте группе студентов из Китая. Студенты познакомили его со своим китайским мастером — учителем Шень.

— Осень халасо! — русский язык он не знал, но повторять эту фразу любил.

Как-то учитель Шень попросил устроить ему выставку в Воронеже, а в качестве ответного жеста предложил выставить работы Сергея в Китае.

— В те годы я писал пейзажи, подражая разным экспрессионистам, — рассказывает Сергей. — работал с натуры, а воду для своих акварелей брал из ближайшего водоема: от каналов Петербурга и Венеции до Ла-Манша и Атлантического океана. Расстаться с этими работами мне было жалко, но и хранить их в закрытых папках не хотелось.

Выставка китайского художника прошла на ура, а вот ответный визит чуть было не накрылся: Шень уехал в другую страну и помочь уже не мог. Но внезапно китайские студенты решили помочь своему русскому мастеру. Так Сергей оказался в гостях у дяди Щу. Дядя Щу действительно приходился дядей одному из студентов и заведовал школой искусств в Цзинане.

— По-китайски я мог сказать только "ни хао", — вспоминает Сергей, — и, конечно, очень нервничал: организовать выставку без предварительных договоренностей практически невозможно.

Важные коммерсанты и чиновники, дядя Щу и глава местного союза художников Вий осмотрели привезенные акварели и объяснили, что хотя в Цзинане и живут почти семь миллионов человек, но город провинциальный, и современную живопись здесь просто не поймут.

Другой бы на месте Сергея расстроился и вернулся обратно, но художник заперся в мастерской и приступил к работе. За месяц было создано около сотни нарочито красивых пейзажей в вычурных рамах с позолоченной лепниной, но именно такое искусство желал видеть заказчик.

— Признаюсь, весь этот китч делать мне было довольно интересно. Я оставил амбиции, принципы и предрассудки, и решил принимать даже самые абсурдные замечания и советы от китайских заказчиков.

В первый же день выставки было выкуплено пятьдесят две работы, к концу третьего дня стены практически опустели. Вырученная сумма приятно грела не только душу, но и карман.

"Осень халасо!" — думал Баловин, увольняясь из университета и оформляя новую визу в Китай.


Натуральный обмен


Еще на развеске, за день до открытия второй выставки появился напыщенный коммерсант и пообещал купить все 112 работ, но Баловин ему отказал: не устроила предложенная цена.

— Я чувствовал себя не столько художником, сколько дельцом, — вспоминает Сергей. — И хотя я понимал, что эта история может негативно повлиять на биографию, игра не отпускала.

Сергей остался в полюбившемся ему Шанхае, снял большую квартиру на последнем этаже небоскреба с великолепным видом на город. Но деньги вскоре закончились, а следующая выставка в Шаньдуне внезапно провалилась.

— Я вернулся в Шанхай ни с чем и разместил объявление, в котором предложил делать портреты в обмен на еду и предметы первой необходимости.


Так началась история проекта "Натуральный обмен", участником которого может стать любой желающий. Русскому художнику, решившему отказаться от денег, несли все: продукты, кофе, одежду, бытовую технику и не только. Денег по-прежнему не было, но все необходимое можно было получить и без них. Художника приглашали в гости, селили в шикарных отелях, покупали билеты на самолеты и поезда,помогали с оформлением виз.

Начало новой жизни художник ознаменовал уничтожением всех своих коммерческих работ: проехал по ним бульдозером, иронизируя на тему знаменитой бульдозерной выставки нонконформистов. Только в отличии от событий 1974 года, работы уничтожал сам художник, борясь не с нонконформизмом, а с конформизмом. Останки сгрузили в кучу и выставили в Галерее современного искусства. Впрочем, только в таком виде эта живопись могла там оказаться.

Кругосветка без кошелька

1 февраля 2013 года Сергей Баловин вышел из дома и отправился в кругосветное путешествие. За первые полтора года художник посетил свыше сотни городов, расплачиваясь только портретами за еду, ночлег и перемещения. Натуральный обмен проходит очень просто: о своих передвижениях и планируемых встречах художник сообщает заранее в своем блоге, а дальше уже работает сарафанное радио.

Сергея приглашают в гости, а эти встречи собирают не только желающих получить портрет, но и журналистов и просто любопытствующих. В 2013 году он даже возглавил специальный рейтинг Forbes — "Пять человек, которые отказались от денег и не умерли".

— Ценность портрета определяется в одностороннем порядке, — рассказывает Сергей. — Я не спорю и не торгуюсь, а заочно соглашаюсь с подарком, сколько бы он ни стоил. На один портрет я трачу от 5 до 15 минут. И даже если я получу коробок спичек, стоящий дешевле листа бумаги, на котором нарисован портрет, не расстроюсь. Потому что и спички пригодятся, а за следующий портрет подарят уже что-то другое.

И это правда. Кто-то может приготовить ужин, а кто-то — оплатить билеты на самолет, один подарит бумагу и тушь для новых портретов, другой — новый айфон. Как-то портрет даже на биткоин обменяли. Иногда Сергей проводит отдельные акции — "Одень художника", "Накорми художника", или сообщает о том, что потерял наушники или сломал зарядку. Это покажется невероятным, но и зарядку, и наушники, как впрочем и все остальное он получает в достаточно быстрые сроки. И, конечно же, никогда не остается голодным.

Художник не стремится к "опортречиванию" знаменитостей, но среди тех, кого он рисовал есть известные музыканты, дизайнеры, писатели, режиссеры, политики. Всего за время кругосветки без денег было нарисовано более 7000 портретов.

— Не у каждого хватает смелости что-то изменить и прожить свою жизнь так, как этого хочешь сам, а не так как это нужно, — делится своим мнением один из участников проекта, демонстрируя только что полученный портрет от художника, — пока Сергей меня рисовал я успел размечтаться как уйду со скучной работы и займусь чем-то действительно мне интересным

Кажется в этом и заключается популярность "Натурального обмена". Ты не просто меняешь некую вещь на собственный портрет, а становишься частью этого проекта. Причем частью в прямом смысле: художник успевает нарисовать два портрета и предлагает выбрать один, а второй отправится на стену его шанхайской квартиры.

Не получив визу в США, после европейского тура Сергей сделал крюк и двинул в обратную сторону на восток, не отказываясь от идеи обогнуть земной шар. Возвращение к обычной жизни едва не случилось в Индии, штате Керала, где художнику довелось побыть в роли арт-директора одного ресторана. Хоть зарплаты не предполагалось, но с деньгами дело иметь пришлось. Работа в безумной для европейца стране чуть не обернулась нервным срывом.

— Экспаты здесь любят повторять "шанти-шанти", а местные говорят "слоули-слоули". Но все это об одном — успокойся и забей, все будет, завтра, когда-нибудь...

За четыре месяца проведенные там с Сергеем случился свой "маленький Шантарам". Из Индии он уезжал с мыслью, что больше туда никогда не вернется. Вернуться, впрочем, пришлось. И даже не одному.


Искусство и любовь


— Любви с первого взгляда с Индией не получилось, но без нее не было бы ни Италии, ни Клаудии, — признается Сергей.

Со своей будущей женой Сергей Баловин также познакомился благодаря "Натуральному обмену". В Индии художник обзавелся итальянскими друзьями, которые зазвали его в гости. Милан, Турин, Сорренто, Флоренция — сапожок развернулся перед бывалым путешественником во всей красе. Водителем одной из попутных машин оказался будущий тесть, который перевозил свою дочь в другой город, где та, как ей казалось, нашла работу мечты. Портрет, которым художник расплатился за поездку, получился не очень похожим, поэтому они увиделись снова. И больше не расставались.

Путешествие они продолжили уже вместе: Гонконг, Китай, Индия, Россия...У нас итальянке понравилось. Первые впечатления шли коротким списком наблюдений-заметок: баня, компот, земляника, велкам дринк, сметана, печаль и серьезность.

— Я очень хотел, чтобы Клаудия увидела Россию такой, какая она есть. Не только Собор Василия Блаженного и Эрмитаж. А настоящую жизнь: нашу природу, наши подъезды, наши квартиры, наши автобусы и плацкарты. Наш народ. Ведь где бы я ни был и на каких языках ни говорил, я родился и вырос в этой стране, и Россия всегда будет со мной.

В церемонии бракосочетания пара также решила не изменять своим принципам. Так, вместо традиционного свадебного застолья с тамадой и конкурсами прошла выставка "Свадьба. Все как у людей" в Черногории по приглашению Марата Гельмана; билеты, студия и номер в отеле на время подготовки выставки также были предоставлены Дуклей Арт Центром.

— Представления о свадьбе у многих шаблонные: невеста в белом, жених в черном. Обязательно много еды, конкурсы и танцы. Мы так и нарисовали. Зато платить не пришлось.

Вместо платья невесты и костюма жениха — сарафан и тельняшка с летней шляпой, а вместо списка приглашенных гостей — все желающие. Еду и напитки, как обычно, подарили за портреты.

Дом с печкой

Домом молодожены обзавелись по той же схеме. Трехэтажный дом в итальянских Альпах на границе с Францией и Швейцарией достался в обмен на портрет. Не в собственность, конечно, и не навсегда, но в полном распоряжении и на неопределенный срок.

— Да, в Италии еще остались места, куда не добралась нога туриста, — посмеивается Сергей.

Добраться сюда и правда не просто, вот только с момента, как они здесь обосновались, сюда зачастили гости со всего света. Дом с печкой — такое название они дали не просто своему новому месту жительства, а целому проекту, вокруг которого тут же закрутилась культурная жизнь в лучших традициях шанхайской квартиры: много знакомств и портреты в обмен на все, что нужно для новоселья.


— Вместо небоскребов — горы, вместо парков — леса, вместо реки Суджоу — горный ручей с чистейшей альпийской водой, — сравнивает Сергей такие разные периоды своей жизни.


В Доме с печкой проводят выставки, показывают кино, устраивают концерты и ждут гостей. Мебель и предметы интерьера — подарки за портрет. А еще сюда приглашают всех желающих в обмен на участие в культурной жизни дома, его реставрации или поддержании порядка. Места хватит всем. Тем более, что за прошедший год в распоряжении творческой семьи оказались еще три пустующих дома по соседству.

Незаконченная книга


С самого начала этой удивительной истории Сергей Баловин пишет книгу, которая так и называется — "Незаконченная книга". В ней Сергей ведет хронологию событий, к которым его привела жажда открытий и приключений, говоря проще — описывает свою жизнь.

"Моя жизнь и есть объект моих экспериментов, — значится во вступлении к этой книге, — которыми я занимаюсь двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю и даже в дни национальных праздников. Мой офис — это большой голубой шар, площадью чуть большей пятисот десяти миллионов квадратных километров. Все люди в офисе — мои коллеги. С ними я пытаюсь найти общий язык. Точнее бесконечное множество всевозможных языков. Я понимаю, что бесконечность не подвластна простому смертному, но и это не заставит меня остановиться".

.