Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 29.07.2019

Семейные астрологи и железные кольца на шее. Мьянма – это вообще где?

Прежде закрытая от массового туризма страна распахнула свои жаркие объятия, но до сих пор остается одним из самых загадочных мест Юго-Восточной Азии. Тысячи золотых пагод, сотня народов и жизнь в соответствии с предсказаниями астрологов — все это о Мьянме. Мы попросили нашего проводника Владимира раскрыть все возможные стереотипы об этой стране, а заодно выяснили, зачем стоит приехать в Мьянму.

Мьянма это вообще где, или как сохранить свою самобытность с такими соседями

Действительно, много людей задаются этим вопросом. Не так давно государство поменяло свое название и по старому — Бирма — сориентироваться обычно бывает проще. Это небольшое государство находится между Индией, Китаем, Таиландом, Бангладешем и Лаосом. Находясь на пересечении культурных и торговых путей, Мьянма переняла многое от своих колоритных соседей, но одновременно с этим сумела сохранить свою самобытность.

Морские пляжи, равнины саванного типа, влажные джунгли, заснеженные горные вершины — это все о Мьянме. Восточные отроги Гималайских гор доходят до севера Мьянмы, здесь же находится и самая высокая точка страны — гора Кхакаборази. Очень опасная для восхождения вершина: на данный момент только одна экспедиция из Японии смогла покорить высоту 5881 м, все остальные попытки заканчивались неудачей и даже гибелью. Непосредственная близость к Бенгальскому заливу и Андаманскому морю благоволит пляжному отдыху: уникальное райское местечко Нгапали, Нгве—Саунг… На тысяче островов у побережья Мьянмы — а в одном только архипелаге Мергуи их 800! — активно развивают эко-туризм. В отличие от соседнего Пхукета здесь нет больших и фешенебельных отелей, только маленькие и небольшие эко-резорты. Даже в разгар сезона там совсем немного туристов, отчего создается ощущение полной уединенности.

Как и в большей части Юго-Восточной Азии здесь выделяют три сезона — жаркий, влажный и прохладный. С декабря по март здесь практически не бывает дождей, по местным меркам стоит достаточно прохладная погода — 25-30°C днем, в центральной Мьянме и вовсе может опускаться до 12-14°C ночью. Затем наступает период аномальной жары, когда температура может подниматься до 45 и даже до 50°C, и в это время я не рекомендую сюда приезжать, хотя можно рискнуть и в буквальном смысле окунуться в празднование мьянманского нового года можно в середине апреля. Дальше начинается сезон дождей, который продолжается вплоть до октября практически на всей территории Мьянмы, и снова прохладный сезон, аномальная жара...

Мьянма и Бирма — это одно и то же, или кто такие мьянманцы

Вопрос деликатный. “Бирма” — это искаженное самоназвание народа “бама”. Бирманцы являются титульной нацией, но далеко не единственной. Получается, что национальные меньшинства — индийцы, китайцы, шаны, карены, араканцы, моны, качины, кая, чины, рохинджа и так свыше ста народностей — составляют около трети всего населения. Местные власти посчитали, что вынесенное в название страны название одного народа может задеть чувства остальных, а поскольку все населяющие Мьянму народы очень гордые и трепетно хранят свое национальное наследие, то было решено переименовать страну.

Кроме того, сами местные никогда не называли свою страну Бирмой, исторически название менялось в соответствии с выбранной столицей — Баганское царство, государство Ава, государство Амарапура и другие — а слово Бирма появилось после прихода англичан на эти земли. Вот почему отказ от этого названия стал своего рода отказом от колониального прошлого. Но поскольку страна была переименована в ходе военного переворота, то новое название до сих пор не признают на западе. Со дня возвращения исконного названия Мьянма прошло уже тридцать лет, совсем недавно официальное название “Союз Мьянма” сменилось на “Республика Союз Мьянма” вместе с гербом и флагом, но в западной прессе все равно используют прежнее – Бирма.

При этом в самой Мьянме до начала 2010-х годов, пока у власти находилось военное правительство, большинство жителей, особенно из тех, кто был ориентирован на запад, не считали это правительство законным и даже вели кампанию по использованию старого, а не нового названия. Сейчас страну называют Мьянмой, а ее жителей — мьянманцами. Это не национальность, а принадлежность к стране.

Государства в государстве, или автономия на уровне сотрудничества

Такая этническая разнородность не могла не сказаться на политическом устройстве государства. Уход колонизаторов обусловил противоречивость и многогранность истории Мьянмы XX века. Когда к власти пришло правительство переходного периода, с большинством маленьких народов было заключено соглашение о десятилетней отсрочке, за которую им предлагали определиться — жить всем вместе в одной стране или получить свою независимость.

С кем-то удалось договориться, а с кем-то переговоры продолжаются по сей день. Например, в государстве Ва на границе с Китаем все надписи дублируются на китайском, используются китайские сим-карты и китайский юань в качестве валюты. Эти государства территориально входят в состав Мьянмы, но центральным властям практически не подчиняются. Тем не менее, правительство ведет с ними переговоры — где-то более успешно, а где-то менее, — и зачастую складывается парадокс автономии на уровне сотрудничества. Лидеры этих государств могут приезжать в Янгон по государственным и даже личным делам, например, лечится в столичных клиниках, но при этом оставаться независимыми.

После получения независимости в стране произошло несколько переворотов, затем новые выборы, снова перевороты… В 60-е годы после очередного военного переворота к власти пришел генерал Не Вин и сохранял ее до 80-х годов. Действующее военное положение привело к тому, что какое-то время въезд был запрещен: иностранцы могли находиться в стране всего сутки, потом этот срок расширили до недельного пребывания. Все это сказалось на развитие туризма не лучшим образом, и только недавно страна начала наверстывать упущенное. Мьянма открылась массовому туризму только в начале нулевых, так что сегодня у нас есть уникальная возможность попасть в некогда закрытую страну и узнать ее ближе.

Как затянувшееся отсутствие цивилизации привело к уникальному скачку

Произошедшие в Мьянме перемены оказались настолько грандиозными и быстрыми, что просто поражают воображение. Сейчас даже трудно представить, что в нулевых годах здесь существовала практика брать телефоны в аренду вместе с сим-картой, поскольку позволить себе дорогой аппарат и связь могли не все. Например, еще несколько лет назад купить сим-карту было практически невозможно, а подключение стоило около 500 долларов. Сегодня любой приезжающий в Мьянму может купить сим-карту всего за доллар-полтора.

На иностранных сайтах еще продолжают писать об отсутствии интернета в Мьянме, в действительности же страна полностью покрыта быстрым и доступным интернетом. В какой-то степени мьянманцы даже совершили уникальный скачок, поскольку им не пришлось использовать старые кнопочные аппараты, через которые прошли мы с вами, а сразу пересели на смартфоны. Связь здесь недорогая и качественная.

Западные корпорации и международные сети также постепенно проникают на внутренний рынок. McDonald’s в стране пока еще не появился, а вот KFC спокойно можно найти в Янгоне и Мандалае.

Разнородные народы Мьянмы, или все краски на ее улицах

Жители Мьянмы очень разные, но их общая черта — открытость и доброжелательность. Несмотря на то, что Мьянма этнически разнородна, местные гордятся тем, что они здесь живут. Как-то в Янгоне мне довелось разговориться с таксистом, судя по внешнему виду, индийцем по национальности, но себя он уверенно называл мьянманцем и очень гордился этим.

Оказавшись на улицах Мьянмы понимаешь, что не перепутаешь ее ни с чем. Мужчины здесь носят юбки из специальных отрезов ткани лонджи. Это общее название предмета одежды, при этом мужские юбки отличаются от женских по цвету, узору, способу повязывания и даже названию. Женские тхамэйн более яркие, на них присутствуют растительные мотивы, а мужские пасхоу чаще всего окрашены в полоску или клетку. Причем цвет и узоры различаются в зависимости от народности, например, моны всегда носят лонджи красного цвета, на каренских юбках полосы горизонтального цвета — означающий посадку риса орнамент, а бирманцы носят тхамэйн из богатых шелковых тканей. Женщины Мьянмы наносят на лицо приготовленную из коры дерева танака пудру, и та, как маска, застывает у них на лице своеобразными пятнами.

Мьянманцев легко узнать по окрашенным в ярко-красный цвет губам и зубам. Это последствия употребления бетеля, который, несмотря на запрет, по-прежнему жуют в общественных местах. Считается, что смесь листьев бетеля с орехами пальмы катеху и табаком обладает тонизирующим эффектом, его пагубное влияние на здоровье при этом учитывается едва ли. Бетель употребляют уже много столетий, возможно — тысячелетий; окрашенные им в рубиновый цвет губы были воспеты бирманскими поэтами древности. Бетель усиливает слюноотделение, слюна также окрашивается в красный цвет, ее необходимо постоянно сплевывать, и этот приторный сладковатый запах всегда присутствует на мьянманских улицах.

Самая точная наука, или что советуют звезды

Мьянма — преимущественно буддийская страна. Христиан, мусульман, анимистов и представителей других конфессий здесь гораздо меньше, при этом основная религия хорошо сочетается с верой в духов и звезды. Астрология занимает не последнее место в жизни мьянманцев. Многие важные решения в жизни человека и государства принимаются в соответствии с расположением небесных светил. В отличии от распространенных на западе гороскопов, согласно которым вам может повезти, а может и не повезти, в Мьянме астрология считается точной наукой и на консультациях с астрологами можно получить точные рекомендации вплоть до даты и времени.

Перенос столицы из Янгона в Нейпьидо рассматривался с 2001 года, но произошел только после согласования с астрологами. В соответствии с прогнозами даже было определено точное время — 6 ноября 2005 года, 6 часов 37 минут утра. Посвященные празднованию государственных праздников мероприятия также проходят в соответствии с астрологическими прогнозами, даже если они приходятся на раннее утро. Согласитесь, не самое удобное время, но в стране, где астрология приравнена к науке, против звезд особо не пойдешь.

Свой астролог есть у каждой семьи, а иногда и у каждого члена семьи. Например, новорожденному дают имя только после консультации с астрологом. В специальном астрологическом календаре с каждым днем соотносятся те или иные буквы мьянманского алфавита, из них и предполагается выбрать имя ребенку, но иногда позиции разных астрологов по этому вопросу могут противоречить друг другу. Бывает так, что ребенку уже исполнилось полгода, даже год, а в семье так и не смогли выбрать имя и называют его просто “наш малыш”.

Я тоже ходил к астрологу, когда впервые приехал в Мьянму. Астролог и по совместительству хиромант предсказал мне, что в ближайший год мне суждено будет жениться и моя спутница будет родом не из тех мест, откуда я сам. Вероятно, мьянманские предсказания не распространяются на иностранцев, так как я до сих пор не женат.

Почему традиционный мьянманский новый год называют водяным

Уникальная культура стран Юго-Восточной Азии позволяет встречать новый год несколько раз в году: по европейскому календарю, лунному, китайскому, буддийскому… Традиционный мьянманский новый год Тинджан отмечается в середине апреля несколько дней.

История Водяного фестиваля уходит корнями в далекое прошлое. В самый разгар жаркого сезона один из королей попросил обрызгать его водой, чтобы ему стало прохладнее, а когда его подданные увидели, что король не стесняется ходить мокрым, то тоже стали брызгать друг на друга. С тех пор основным атрибутом празднования Тинджана является вода. В каждом районе сооружают специальные помосты, на которые может забраться каждый желающий, чтобы официально облить всех собравшихся из шлангов. В ход идут водяные пистолеты, пакеты с водой и даже пожарные шланги, некоторые берут с собой полотенца, чтобы укрыться от водяных струй, но, конечно, все равно промокают. Потом мьянманцы из больших городов разъезжаются по своим деревням, чтобы навестить родных.

Тинджан считается важным национальным праздником. У школьников начинаются каникулы, никто не работает, ничего нельзя планировать на эти дни. Говорят, что в те годы, когда получить визу было очень трудно, в Мьянму приехал один японский бизнесмен, который оказался не в курсе местных традиций. Запланированные переговоры не удались просто потому, что говорить было не с кем, а срок действия визы подходил к концу, и нужно было улетать обратно, получать потом ее заново, прилетать сюда снова… Но бизнесмен сумел найти выход из положения. Он пошел в мьянманский монастырь, где в срочном порядке прошел обряд посвящения в монахи, что позволило ему продлить время своего законного пребывания в стране, а по завершении празднования Нового года он вышел из монашества и завершил свои рабочие дела.

...и другие бережно хранимые традиции местных племен

Женщины мьянманского племени Падаунг носят на шее металлические кольца примерно лет с пяти, с возрастом количество колец увеличивается, что создает впечатление длинной-длинной шеи, за которую их называют женщинами-жирафами. Мне не очень нравится это придуманное туристами название: на самом деле кольца не вытягивают шею, а своей тяжестью опускают плечевой сустав. По одной из версий, мужчины, уходя на охоту, не могли защитить женщин своего племени от обитающих в округе тигров. Обычно хищники придушивают свою добычу при нападении, поэтому кольца должны были защищать от их укусов. По другой версии, кольца не давали угнать женщин в другое племя.

По схожей традиции народ чин наносил женщинам татуировки на лица: наличие специальных меток на лице делало женщин непривлекательными в глазах чужого племени. Вдобавок татуировки позволяют определить происхождение женщины, ее социальный статус, положение в обществе. Истинные причины давно канули в прошлое, а традиции остались. Например, сегодня женщины носят кольца и татуировки ради красоты.

На берегу озера Инле проживает народность инта. С давних времен они живут рыболовством. Рыбу ловят с лодок при помощи плетеных из бамбука и тростника ловушек, а поскольку расставлять их удобнее двумя руками, то рыбакам ничего не оставалось делать, как грести при помощи ноги, обернув ее вокруг весла. При этом женщины этого племени управляются с лодками самым обычным образом, а гребут ногами только мужчины. Их мастерство сродни акробатическому искусству.

Чай здесь не только пьют, но и едят

Понятно, что Мьянму населяют разные народы и их предпочтения могут отличаться друг от друга, но в целом местная кухня, особенно на вкус европейца, очень своеобразная и резкая. Западному человеку, мне кажется, важна визуальная составляющая, когда хочется есть, прежде всего, глазами. Для него, например, листья салата могут выглядеть вкусно просто потому, что красиво поданы под каким-нибудь соусом. Большинство же мьянманских блюд представляют из себя кашеобразное и абсолютно неприглядное на вид месиво, но при этом они будут по-своему вкусны.

Популярен рыбный суп мохинга — концентрированный рыбный бульон с добавлением рисовой лапши и множества специй. Другое популярное здесь блюдо из рыбы я так и не решился попробовать — это ферментированный рыбный паштет нгапи, который готовят из, по сути, тухлой рыбы; запах стоит соответствующий. Сами мьянманцы признают неприглядность этого блюда, но все равно нежно его любят.

Наряду с Индией и Китаем Мьянма считается родиной чая. Чай здесь выращивается издревле, но практически не поступал на внешний рынок. Сейчас чай уже экспортируется, но в малых объемах и за пределами страны все равно встречается очень редко. Обычный зеленый чай, виды улунов, даже пуэры — мьянманский чай вкусный, хотя попадаются и своеобразные сорта. Мне нравятся улуны и зеленые чаи, обычно я привожу их в подарок друзьям, знатоки чая говорят, что они ни в чем не уступают китайским.

Когда британцы пришли в Мьянму после Индии, они уже пили индийский чай и выращивали его там, а заодно и привнесли традицию пить чай с молоком, которая здесь прижилась. По основным составляющим — сам чай, молоко и сгущенное молоко — выделяют несколько вариантов напитков. В заведениях, рассчитанных на местных, на столах всегда стоят термосы с горячим чаем. Чай здесь не только пьют, но и едят — из маринованных чайных листьев делают салат лэ пхет хо.

Другая традиционная местная забава — самокрутка черут — является символом бирманской культуры. Для меня черут оказался крепковатым, кому-то — нет. В поездке мы обязательно попробуем свернуть по самокрутке, чтобы попробовать его на вкус. Иначе это как побывать на Кубе, но так и не попробовать местных сигар.

Космические пагоды, золотая ступа, уникальные мосты

Большая часть достопримечательностей Мьянмы представлена религиозными сооружениями. В жизни мьянманцев эти пагоды имеют большое значение, для нас же с вами они покажутся просто красивыми изящными строениями, а после пятой или десятой посещенной пагоды и вовсе начнут сливаться друг с другом. Тем не менее, есть место, где я советую побывать всем без исключения — это Баган.

Древняя столица одноименного государства невелика по площади, но буквально вся усеяна пагодами. Когда-то их было больше пяти тысяч, сейчас осталось меньше трех тысяч. Самая большая из них достигает высоты в 70 с лишним метров, есть пагоды высотой в метр-два, внутри некоторых сохранились поразительной красоты фрески, описывающие жизнь Будды в предыдущих его воплощениях. Думаю, каждый найдет в Багане пагоду, рядом с которой почувствует себя удивительно хорошо. Когда я бываю там, то не могу отделаться от ощущения, будто нахожусь на какой-то площадке, где обрели свой покой космические корабли, а, может быть, их просто законсервировали, заштукатурили и их конструкции не видны, но в любой момент они готовы к взлету.

Другое знаковое для Мьянмы место — ступа Шведагон в Янгоне, история которой, по преданию, насчитывает две с половиной тысячи лет. Описывать Шведагон не имеет смысла: просто нужно увидеть золотое сияние ее вершины, услышать звон тысячи колокольчиков, и тогда она навсегда останется в памяти каждого, кто ее видел. Оставшиеся с колониальных времен здания в центре Янгона, прежде красивые и изящные, выглядят сейчас настолько состаренными, что кажется, будто им несколько сотен лет, хотя их история едва насчитывает полтора или два века. Их постепенно реставрируют, обновляют фасады, убирают проросшие сквозь стены растения, счищают плесень, но денег на это выделяется немного, поэтому атмосфера колониального центра поражает ощущением ушедшей эпохи и того, что от нее осталось.

В Мандалае находится самый длинный и старый мост из тикового дерева Убейн. Это самый простой и быстрый способ добраться с одного берега озера Таунтоме до другого, но местные и туристы приезжают сюда ради прогулки. Другой известный мост Мьянмы — железнодорожный виадук Готейк — был построен британцами. Готейк уже утратил статус самого высокого моста в мире, но все равно остается уникальным местом: просто представьте поезд, который медленно идет по шаткой конструкции на высоте сто метров...

Главная причина посетить Мьянму

Прежде всего, чтобы оказаться в стране, которая только недавно стала открываться туристам. Мьянма сохранила свою атмосферу и шарм, не утратила своей самобытности под влиянием глобализации. Произошедшие здесь изменения слишком мимолетны в сравнении с ее тысячелетней историей. Когда вы окажетесь в Мьянме, особенно в ее провинциальной части, то обязательно это почувствуете. Жизнь здесь идет своим чередом, и остается такой же, как и была сто, двести, триста, четыреста лет назад.

Чтобы не пропустить интересные статьи из мира путешествий, подписывайтесь на наш канал в Telegram или на наши страницы в социальных сетях Facebook,Instagram или Вконтакте.

Также вы можете присоединиться к нашим путешествиям! Забронируйте эксклюзивный тур вместе с клубом Михаила Кожухова! Пришло время для настоящих приключений.

.