Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 04.06.2021

Все, что вы хотели знать о вине, но стеснялись спросить

«Признаться, моя логика велит лучше пить вино, чем описывать, как пьют», — писал поэт и дипломат Александр Грибоедов. Но мы придерживаемся других принципов и считаем, что вино нужно не просто пить, но и слушать о нем истории, и обсуждать его с профессионалами. Именно на этом строятся наши путешествия по винным дорогам Краснодарского края, в рамках которых мы знакомимся с местными виноделами. В ожидании очередной поездки мы задали самые наивные вопросы о вине нашей сомелье Дарьей Безруковой и выяснили, что научиться разбираться в вине гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Особенно, если знать с чего начать.

Для чего сомелье нюхает пробку, когда открывает вино?

Для того, чтобы определить заражено ли вино пробковой болезнью. Правда, делают это только при наличии натуральной пробки. Пробковая болезнь — это дефект вина, вызванный коварным химическим соединением 2,4,6-трихлоранизолом, которое образуется в коре пробкового дерева. Грубо говоря, дело не в вине, а в пробке, но страдает в первую очередь вино. Если вы открываете вино и внезапно чувствуете запах чего угодно — подгнившего картона, половой тряпки, мокрой шерсти, старого подвала — значит, вино поражено пробковой болезнью. Даже если вино не пахнет ничем, но отдает какой-то затхлостью — это тоже пробковая болезнь. К счастью, «больное» вино встречается не так часто.

Можно ли отказаться от бутылки, если не понравился запах?

Гипотетически можно, если вы, конечно, не в какой-нибудь забегаловке на улицах Адлера, а в приличном ресторане. В хорошем ресторане вино откроют при вас и первым делом предложат понюхать пробку. Пробковая болезнь — весомый повод отказаться от бутылки вина.

Правда ли, что чем старше вино, тем оно лучше?

Не всем винам нужна старость и не всем она идет. Это как роскошная шуба на прекрасной юной румяной девчонке, которая не всегда уместна. Есть вина, которые лучше пить молодыми. Например, винодельня Гай-Кодзор славится своими белыми винами, очень легкими, свежими и воздушными. Такое вино хорошо пить большими глотками, опустив ноги в море. Или розе, например. Его тоже нужно выпить в течение года. Если вина подразумевают старость, то это закладывается уже на винограднике и вы должны получить ягоду с определенными характеристиками, из которой получится вино со всеми показателями для долгой выдержки. Такие вина крайне сложно пить молодыми.

Можно ли нарушать правило «красное — к мясу, белое — к рыбе»?

Мы живем в мире гастрономических экспериментов, где нет никаких канонов. Когда мы заезжаем к Евгению Вийтык, президенту Гильдии шеф-поваров черноморского побережья, то специально для нас он устраивает гастропоказы с локальными продуктами и наглядно демонстрирует как устроен мир рецепторов. Например, местную рапану в жирном соусе с овощами легко скрасит легкое красное вино, даже несмотря на то, что это моллюск и по классике требует белого вина. Забудьте о канонах, ищите свое идеальное сочетание!

Правда ли, что форма бокала влияет на вкус вина, поэтому для красного и белого вина нужны разные бокалы?

Конечно, форма бокала влияет. Существуют не только бокалы под красное и белое, которые максимально раскрывают характеристики вина, существуют даже специальные бокалы под конкретные сорта винограда. Например, бокал шарообразной формы больше подходит под пино нуар — это дает вину возможность максимально «раздышаться». Для шардоне подойдут бокалы шарообразной формы, которые также называют бургундскими. Еще есть бордосские бокалы, которые идеально подходят для раскрытия купажей. Как-то у меня гостил сомелье из Бельгии, который предлагал попробовать вино, раскрученное в разные стороны — по часовой и против часовой стрелки — и утверждал, что аэрация вина в определенном направлении влияет на его вкус. Звучит как мистификация, но и это тоже может повлиять на вкус вина.

Почему в России предпочитают сладкие и полусладкие вина?

К сожалению, это наше советское наследие, в котором не было хороших вин. Перед советским энологом стояла задача напоить страну, которая была гигантской. Часто ягода приходила к виноделам уже «кривая» и чтобы скрасить огрехи его идеально дополняли сахаром. Сухие вина отличного качества в стране еще нужно было поискать. Поэтому у предыдущих поколений в подсознании прошито, что сладкое вино — вкусное, а сухое — кислое. Конечно, ситуация меняется. Люди больше путешествуют, пьют хорошие вина, едят серьезную гастрономию. От советского наследия не осталось и следа, и уже российским виноделам есть что предложить миру. Сегодня наши винодельни удивляют экспертов, а мы удивляем наших гостей.

Сомелье описывают вина как фруктовые, цветочные или даже цитрусовые. Откуда все эти оттенки берутся у «перебродившего» виноградного сока?

Здесь нет никакой магии. Всего лишь биохимия вина, которая зависит от огромного количества факторов. Ароматы условно делят на три группы. Первичные — ароматы, которые попадают в вино напрямую из виноградной лозы. Вторичные — это ароматы, полностью формирующиеся в результате брожения, выдержки в дубе и других технологических процессов. Третичные ароматы — ароматы, которые формируются в результате бутылочной или емкостной выдержки. Например, свежие яркие и сочные ягоды в красном вине — это вторичные ароматы, а табак, кожа и чернослив — третичные.

Про красное и белое вино вроде все понятно, а откуда берутся зеленые, розовые и оранжевые вина?

Зеленые, розовые, оранжевые вина — это только особенности технологии. Конечно, у нас есть розе. Причем на разных винодельнях его делают по-разному. Большинство наших виноделен находится на юге, поэтому в жару и на отдыхе прекрасно и в огромных количествах пьется розе, это вино отлично утоляет жажду. Оранжевые вина у нас встречаются реже, так как это достаточно специфичная категория вин, которая заходит не всем, но эксперименты случаются. Например, у Лефкадии даже в квеври (глиняные сосуды округлой вытянутой формы, в которых традиционно изготавливалось грузинское вино. — прим. ред.). По грузинской технологии, белое вино перерабатывают как красное — с гроздьями и в квеври — и получают оранжевое. Некоторые экспериментируют и помещают его в сталь или, например, используют совершенно не грузинские сорта. Это уже творчество.

На что стоит обратить внимание в первую очередь при выборе вина?

Если в вине вы совсем новичок, то в первую очередь ищите любимый сорт, затем доступную по цене винодельню или ориентируйтесь на свой интерес попробовать что-то новое. Можно сравнить одни и те же сорта у разных виноделен и подобрать разные варианты. Пока основные сорта вам не откроются, переходить к сложным винам не имеет смысла.

Можно ли научиться разбираться в винах как профессионал или для этого нужен талант?

Конечно, можно. Если посмотреть на истории и судьбы винных экспертах, то окажется, что у каждого из них была основная профессия, а вино когда-то было увлечением, которое переросло в страсть. Например, прославленный Роберт Паркер когда-то был юристом, а сегодня его детище Wine Advocate — одно из самых влиятельных изданий планеты. Мечтайте, читайте, пробуйте больше вина и у вас все получится!

.