Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 31.05.2019

Зальцбург похож на шкатулку с драгоценностями, из которой достаешь все время новые восхитительные украшения

Небольшой австрийский городок, расположенный у подножья Альпийских гор, вот уже почти сто лет приковывает к себе взгляды ценителей классического искусства со всего мира. В ожидании самой культурной экспедиции года мы записали большое интервью с нашим австрийским гидом Ольгой Карсай. Колыбель Моцарта, наследие первого музыкального общества и верность традициям классического искусства – все это о Зальцбурге.

Зальцбург — город, по российским меркам, маленький. Однако это не помешало ему снискать славу одного из главных культурных мировых центров. Как же так вышло?

Зальцбург действительно уже снискал славу одного из важных культурных центров мира, не отставая от Вены — столицы музыкальной моды. Однако существует некое клише — городок маленький, родился в нем только Моцарт и смотреть здесь почти нечего. Это большое заблуждение! И ценители музыки и истории это знают. Зальцбург, и правда, небольшой город. Сейчас в нем проживает чуть больше 155 тысяч человек. При этом Зальцбург — второй после Вены крупный туристический центр, куда ежегодно приезжают до 9 млн. туристов. Он похож на шкатулку с драгоценностями, из которой достаешь все новые, необычные и восхитительные украшения, любуешься и наслаждаешься ими подолгу.

Трудно представить, что это некогда богатое духовное княжество, после присоединения к Австро-Венгрии в начале XIX века было бедной, в основном аграрной землей. И только с развитием туризма более двух столетий назад Зальцбург начал преобразовываться. При участии вдовы Моцарта Констанции в Зальцбурге было основано первое музыкальное общество, в задачи которого входило как обучение музыкантов, так и собирание и изучение творческого наследия Моцарта. Затем была основана консерватория, сейчас это Университет Моцартеум — одно из самых престижных музыкальных учебных заведений в мире. Эти первые шаги и послужили началом развития Зальцбурга как культурно-музыкального центра.

В настоящее время в городе проводятся всевозможные фестивали, как классической, так и джазовой, электронной и другой современной музыки. Каждый день в Старой резиденции архиепископов можно насладиться барочной музыкой. Почти ежедневно во дворце Мирабель, на крепости Хоэнзальцбург, в храмах города и Университете Моцартеум проводятся восхитительные классические концерты. На лучшие фестивали Зальцбурга приезжают ценители музыки со всего мира.

Когда и какие еще музыкальные фестивали проходят в Зальцбурге?

Фестиваль «Неделя Моцарта», приуроченный ко дню рождения великого композитора, ежегодно проходит в конце января. Под руководством нового интенданта фестиваля, мексиканского тенора Роландо Вильясона, «Неделя Моцарта» приобрела новую жизнь — ошеломляющую и эксцентричную, легкую и задорную с одной стороны, и глубокую, задумчивую, в чем-то драматичную с другой. Во время этого зимнего фестиваля можно увидеть не только новые постановки, например, Марка Минковского, но и услышать и забытую музыку Моцарта, например, оперу «Тамос, царь Египта». Моцарт — это жизнь во всех ее проявлениях, это благоухающие сады, лабиринты чувств, прекрасная игра наяд и всепобеждающий свет.

Не менее яркий «Пасхальный фестиваль» был основан более 50 лет назад Гербертом фон Караяном — еще одним знаменитым и харизматичным зальцбуржцем. На открытие своего фестиваля Караян позвал самую высокопоставленную публику, включая королевских особ. Долгое время Пасхальный фестиваль оставался местом встречи аристократии. До сих пор этот фестиваль считается самым элитным в мире, и не удивительно, что обилие бриллиантов в партере и ВИП-ложах по-прежнему слепит глаза. Преимущественно во время фестиваля Караян ставил и дирижировал оперы Рихарда Вагнера: «Валькирия», «Золото Рейна», «Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Лоэнгрин» и другие монументальные творения классики. На протяжении тридцати пяти лет он работал с Берлинским филармоническим оркестром, приглашал выступать никому неизвестных исполнителей, и уже тогда в Зальцбурге «зажигались» новые звезды, например, Анне-Софи Муттер.

Возможно, удивляет то, что Караян делал акцент на немецкой музыке и приглашал немецких музыканков, но мы не должны забывать, что прапрадед Георг Караян являлся крупным торговцем в одном из саксонских городов, что свою карьеру дирижер начал в 1929 г. именно в Германии, а в 1935 г. стал самым молодым, немецким генеральным музыкальным директором. И самый первый музыкальный фестиваль был основан в немецком Байройте в 1876 г. самим Вагнером, а в 1933 г. состоялся дебют Герберта фон Караяна на летнем фестивале в Зальцбурге, где он родился на берегах реки Зальцах. Поэтому можно предположить, что создание Караяном Пасхального фестиваля является возможным соединением в одно целое.двух важных для Караяна фестивалей — Байройтского и Зальцбургского.

И, конечно, самый знаменитый, не менее элитный, чем Пасхальный, гламурный и фееричный фестиваль — это Зальцбургский летний фестиваль. Только на полтора месяца Зальцбург превращается в фантастическую сцену мира!

В чем же секрет успеха именно этого фестиваля?

Программа фестиваля очень разнообразна! Любители оперы, драмы и концертов могут выбрать из богатой палитры произведений что-то по своему вкусу, от классической постановки до авангардистского эксперимента, от Моцарта, Штрауса, Гофмансталя до Чайковского, Горького. На фестиваль приглашают выступать лучших из лучших. Это и артисты, и режиссеры, художники, даже костюмеры.

Зальцбургский фестиваль это эстетическое наслаждение и праздник. Небольшой по размерам город позволяет сосредоточиться, воспринимать и впитывать. Средневековые улочки, барочные храмы, некая мистика и опускающийся на город легкий и прозрачный «флёр» — все это создает неповторимую атмосферу. И кажется, что сама Святая Цецилия — покровительница музыки — внимает божественным звукам.

Музыкальные фестивали в Зальцбурге проводились с XIX века, но только в двадцатые годы эта традиция стала регулярной. Почему проводить фестиваль решили ежегодно?

Любовь к праздникам и театру в Зальцбурге стала традицией еще со времен Средневековья, когда ставили мистерии и костюмированные праздники, длившиеся на протяжении нескольких дней. Первая опера севернее Альп была поставлена в Зальцбурге в начале XVII века. Во времена Моцарта в Зальцбургском Университете ставили драмы и зингшпили, но идея создать масштабный фестиваль появилась только в конце XIX века. Хотя уже в то время проводились небольшие музыкальные фестивали и было запланировано строительство фестивального дома им. Моцарта. Тогда основной идеей фестиваля было открытие Моцарта как Genius Loci — местного гения. Позже началась Первая мировая война, которая только оттянула основание Зальцбургского фестиваля.

Актер и режиссер Макс Райнхардт, который незадолго до окончания Первой мировой войны перебирается в Зальцбург, хотел сделать город центром встреч почитателей и любителей искусства со всего мира, потому как у города для этого были все предпосылки — сюда стремилась Венская, да и не только, элита, высшее общество, развивался как городской, так и ландшафтный туризм, культура стала приобретать все большее значение.

И в начале XX века лишь немногие увидели возможность сделать Зальцбург столицей культурной жизни и одновременно антиподом Байройтского фестиваля. Макс Райнхардт говорил, что Зальцбургский фестиваль — противоположность Байройтскому и стоит он на трех «китах» — зрелище, опере и концертах. Основной идеей было сделать Зальцбург открытым для всего нового, но соответствующего высоким требованиям качества, праздник в честь композитора, акцент на торжестве, впечатлении и возвышенном.

Любое доброе начало всегда имеет продолжение и развитие, если вложить в «детище» душу и силы. Поэтому сегодня Зальцбургский фестиваль стал одним из лучших, престижных и любимых во всем мире.

Основателями Зальцбургского фестиваля числятся композитор Рихард Штраус, театральный деятель Макс Рейнхардт, писатель Гуго фон Гофмансталь, но ассоциируется это мероприятие в первую очередь с Моцартом...

Когда слышишь название «Зальцбург», оно ассоциируется больше с городом, где родился великий Моцарт. Когда мы говорим о фестивале, то в первую очередь, мы говорим о музыкально-театральном фестивале. И Моцарт является его частью.

Традиционно фестиваль открывается театральной постановкой «Имярек» — притчей о смерти богача, написанной Гофмансталем в 1911 году. Режиссером был сам Макс Райнхардт, один из основателей Зальцбургского фестиваля.

Популярны ли туристические маршруты по местам жизни Моцарта в Зальцбурге или все дороги ведут в Вену?

Моцарт неразделимо связан и с Зальцбургом, и с Веной, и с любым городом, где он бывал. В Зальцбурге композитор появился на свет. Здесь его отец Леопольд развивал талант сына, вложил в него все свои знания и опыт, здесь каждая улица была Моцарту знакома. Зальцбург пропитан духом Моцарта. Со временем из Зальцбурга он вырос, а с переездом в музыкальную столицу Вену в возрасте двадцати пяти лет Моцарту, как и многим другим великим композиторам, пришлось доказывать что ты чего-то стоишь и можешь. Вундеркинд вырос, началась взрослая жизнь.

«Труд — единственный путь к успеху и даже обязанность, которая дается вместе с талантом», — говорил отец Леопольд. Большая ошибка считать, что врожденная гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Моцарта никаких усилий.

Гений Моцарта формировался не только благодаря отцу, но и под влиянием Гайдна. Падре Мартини — учитель юного Моцарта в Болонье — учил искусству контрапункта, умению сочетать голоса вокальных или инструментальных партий так, чтобы они контрастировали друг с другом ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Он учил создавать гармонию, полагая ее самым важным не только в музыке, но и в жизни.

Кристиан Бах принял талантливого мальчика под свое покровительство, а тот просто влюбился в талант знаменитого композитора. Благодаря Баху Моцарт открыл главную тему своей музыки — тему души человека. Бах показал юному музыканту инструмент, который тронул Вольфганга глубиной звучания аккордов и тонкостью полутонов, недоступной клавесину. Это было фортепиано.

Вокальные упражнения с удивительным контр-тенором Джованни Манцуоли, другом Кристиана Баха, и занятия композицией с самим Бахом помогли Моцарту написать три первые симфонии. Вольфганг открыл для себя драматургию музыки, возможности симфонии и оперы, сюжет которых может рассказать о душевных переживаниях человека.

«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, как он, — вспоминал Петр Ильич Чайковский. — Бетховен заставлял меня тоже трепетать, но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски».

Изначально в репертуаре фестиваля были сочинения преимущественно австро-немецких композиторов, а только потом фестиваль приобрел международное значение в буквальном смысле слова. Кто из наших композиторов принимал участие в фестивале?

Зальцбург — колыбель Моцарта, поэтому главной его темой традиционно является музыка сына города, а также звучат произведения основателей фестиваля и известных классиков.

Действительно, сначала в программу фестиваля входили камерные и симфонические концерты. Спустя несколько лет после основания фестиваля начали ставить оперы Моцарта. Играли музыку Глюка, Бетховена, Гайдна, Штраусов (отца и сына), но и не только. На сценах Зальцбурга в те же 20- годы прошлого столетия были поставлены и оперы итальянских композиторов. Звучала музыка и английских композиторов.

Музыка подчиняется законам жизни, а в жизни должно быть развитие и разнообразние. И Зальцбургский фестиваль всегда на новой волне, но придерживается и заложенных изначально традиций.

К русской классике обратились уже в 1928 году, тогда на русском языке была поставлена опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

В 1952 году Игорь Маркевич, украинец, рожденный в Российской империи, впоследствии итало-французский дирижер, дирижирует не только немецких композиторов, но и Игоря Стравинского «Весна священная».

Уже в 50-е годы в Зальцбурге звучала музыка Чайковского, Прокофьева, Стравинского, с 60-х годов — Мусоргского, Шостаковича, Балакирева, Шнитке. С 1961 года стали приглашать и советских музыкантов — Квартет имени Бородина был первым. На Зальцбургском фестивали блистали Святослав Рихтер, Николай Гяуров, Надежда Добрянова, Мстислав Ростропович, Александр Дедюхин,Галина Вишневская, Давид Ойстрах, Леонид и Нина Коган, Андрей Гаврилов, Гидон Кремер, Олег Майзерберг, Виктория Постникова, Геннадий Рождественский, Марк Зельцер, Татьяна Гринденко, Владимир Ашкенази, Дмитрий Бортянский, Кирил Воротников, Павел Гилилов, Евгений Киссин, Любовь Казарновкая, Анна Нетребко, Григорий Соколов, Ольга Перетятько, Венгеров и многие другие.

Не секрет, что в Зальцбурге были открыты такие звезды, как Любовь Казарновкая, Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Аида Гарифуллина, Теодор Курентзис. А признание в Зальцбурге, как известно, дорогого стоит!

В следующем году Зальцбургский фестиваль отметит столетний юбилей. Планируется ли в этот год что-то особенное?

На официальном открытии фестиваля в 1920 году перед Кафедральным собором Зальцбурга была сыграна пьеса «Имярек» — притча о смерти богатого купца, в главной роли был известный Венский актер Александр Моисси. И с тех пор этой постановкой традиционно открывают фестиваль.

Программа юбилейного фестиваля пока не разглашается. Поклонники с замиранием сердца ждут осени, когда обычно «раскрывают все карты». На музыкальных форумах спекулируют о том, что Теодор Курентзис совместно с провокатором Ромео Кастелуччи сделают общую постановку Вагнера «Тристан и Изольда». Но повторюсь, что это только предположения, а оправдаются они или нет, увидим осенью. В 2020 году непременно стоит сходить на выставку, которая будет посвящена вековому юбилею фестиваля.

Тема Зальцбургского фестиваля посвящена «Мифу», она была представлена в Москве весной этого года. В нынешнем сезоне за пять недель на 16 сценах и площадках Зальцбурга, в сердце Европы пройдут 199 представлений разных жанров, их них 5 премьер. Сольные концерты будут давать такие известные музыканты как, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Полина Осетинская, Григорий Соколов, Аркадий Володос, Полина Лешенко, Хатия Буниатишвили. Вновь Зальцбург будет очарован Валерием Гергиевым и Теодором Курентзисом. Зальцбург услышит голоса и новых молодых русских исполнителей: Юрия Миненко, Юлии Лежневой, Павла Кудинова, Диляры Идрисовой. Впервые на Зальцбургскую театральную сцену выйдет русско-немецкая актриса Валери Чепланова, которая в 2018 году была удостоена самой престижной театральной премии Германии им. Ульриха Вильдгрубера. Поставят пьесу Максима Горького «Дачники». Юных зрителей тоже не оставят без внимания. Программа включает более десяти блоков различных мероприятий для детей и подростков — от театрального лагеря до адаптированных постановок и вокальных мастер-классов. Поэтому лето обещает быть жарким!

Что еще обязательно стоит посетить в Зальцбурге во время фестиваля?

Зальцбург — город, который сочетает в себе и древность, и современность, мистику и бьющую ключом жизнь. Непременно стоит посетить музеи: Дом, в котором родился Моцарта, непреступную крепость Хоэнзальцбург, которая как бриллиант в золотом кольце, ярко сверкает в утренних лучах солнца и гордо смотрит с зеленого холма на Зальцбургские земли. Резиденция архиепископов поразит своей роскошью и раскроет тайны жизни архиепископов. Дворец Мирабель очарует своей романтикой и восхитительным садом , дворец Хельбрунн — водными забавами и гротами.

Зальцбург это и город ремесленников, поэтому можно заглянуть, например, в столярную мастерскую XIV века или к скрипичных дел мастеру и узнать о тонкостях изготовления скрипок. Можно посетить уникальный Театр марионеток, который был внесен в список ЮНЕСКО и посмотреть «Волшебную флейту» Моцарта или «Звуки музыки».

Любителей австрийского вина порадуют дегустации у профессиональных сомелье. В Зальцбурге можно научиться печь не только традиционный штрудель, тесто которого должно быть так тонко, чтобы через него можно было читать газету, но и традиционные Зальцбургские нокерли. Они сладкие как любовь, и нежные как поцелуй.

В городе есть уникальный архив с оригинальными портретами, письмами, нотами семьи Моцарт. Экспозицию периодически меняют, чтобы показать и только что приобретенные документы и письма, которые мы читаем в переводе. Но когда видишь оригиналы, душу охватывает приятное волнение и восторг. Посещение хранилища можно приравнять в эксклюзиву, потому как это не просто музей.

Во время фестиваля можно заглянуть за кулисы святая святых, а можно просто побродить по маленьким извилистым улочкам и вспомнить стихи Тракля, наполненные грустью, романтикой и глубиной.

Главная причина, почему стоит посетить Зальцбургский фестиваль?

Еще с момента основания этот фестиваль служил эталоном качества и стиля для других фестивалей классической музыки, оперного и театрального искусства. Весь город наполняется необыкновенной атмосферой, которую не может предложить ни один другой фестиваль. Зальцбургский фестиваль уникален.

Идея эксклюзивности и уникальности репертуара — основа зальцбургской философии. За полтора летних месяца у страстных поклонников музыки есть возможность услышать лучших дирижеров и режиссеров мира, лучшие оркестры и голоса. На уникальных и лучших сценах.

Дорогие читатели, в разделе Подарочных сертификатов вы можете оставить заявку на приобретение подарочного сертификата на путешествие! Подарите незабываемое впечатление своим близким от путешествий вместе с клубом Михаила Кожухова!

.