Кто такой Гарри Бардин?

Гарри Бардин — один из самых известных российский художник-мультипликаторов, гениальный режиссер, чей талант признан во всем мире. Обладатель пяти премий «Ника» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а также других многочисленных престижных призов. Мультфильмы Гарри Бардина «Кот в сапогах», «Чуча», «Гадкий утенок» уже вошли в историю мирового кинематографа. И сам Папа Римский восхищается его мультфильмом «Аве, Мария!».

Встречи с Гарри Бардиным, организованные Клубом путешествий Михаила Кожухова, — это возможность побывать в студии, где оживают персонажи анимации, поговорить с режиссером о том, как создаются мультфильмы, о его творческом пути и глубоких идеях, которые есть в каждом его фильме. Искренность, любовь к профессии и харизма Гарри Бардина делают такие экскурсии незабываемыми. Это знакомство с удивительным человеком, чья жизнь — пример непоколебимой внутренней свободы.

Биография Гарри Бардина

Гарри Бардин закончил в Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, работал драматическим актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1974 году написал совместно с В. Ливановым пьесу «Дон Жуан», и был приглашен Сергеем Образцовым в качестве режиссера-постановщика в Московский кукольный театр. В 1975 году начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как в России, так и за рубежом. 

«Я был молод, азартен и поэтому сказал: «Почему нет?» И как в омут с головой бросился в это дело, не ведая ничего. Была какая-то внутренняя уверенность, что я смогу. И оказалось я смог». 

Гарри Бардин завоевал признание и успех, используя в своих фильмах разнообразную технику и материалы: это и спички в «Конфликте», и веревки в «Браке», и проволока в «Выкрутасах», и оригами в «Адажио». Кроме того, автор использует традиционные куклы и пластилин. Почти во всех своих фильмах Гарри Бардин является автором сценариев.

«Зритель заранее не любит кукольные объемные фильмы. Заранее его не приемлет. Значит мне, как режиссеру, нужно сначала преодолеть нелюбовь к этому кукольному изображению, потом увлечь своей историей и прийти в финале к тому, чтобы зритель сопереживал моим персонажам. Вот такая непростая задача. И я ее преодолеваю уже в течении… скоро будет 50 лет. Называю эту цифру и мне самому страшно от того, что я слышу. Да, скоро 50 лет — в будущем году, как я занимаюсь этой вот ерундой. С 1975 года, первый фильм. Вообще в 1974-м я пришел на киностудию».

В 1991 году вместе со своей группой Гарри Бардин основал собственную студию «Стайер», где работает и по сей день. 

В 1992 году Гарри Бардина провел мастер-классы на студии Уолта Диснея, после чего президент компании предложил ему остаться и делать сериал, но Бардин отказался, выбрав путь независимого режиссера. В 1999 году был удостоен Государственной Премии РФ.

В настоящее время Гарри Бардин преподает режиссуру студентам Московской школы кино, а также совсем недавно закончил работу над анимационным фильмом «Аве, Мария!»

Мультфильмы Гарри Бардина

Гарри Бардин является режиссером и сценаристом более 30 мультфильмов, при создании которых использовались различные техники анимации и фактура.Среди работ сам режиссер называет основополагающие такие мультфильмы: 

«Конфликт» (1983 г.)
«Выкрутасы» (1987 г.)
«Адажио» (2000 г.)
«Гадкий утенок» (2010 г.)
«Слушая Бетховена» (2015 г.)
«Болеро-17» (2017 г.)
«Аве, Мария!» (2023 г.)

Режиссер так говорит о своей последней работе:

«Когда я услышал это, мне стало страшно от собственной смелости. Иногда такое ощущаешь, когда замахиваешься на что-то вроде музыки Бизе в аранжировке Щедрина, как было с третьим фильмом «Чуча», или когда это «Болеро» Равеля — это все как бы требует определенной отваги. Пуститься во все тяжкие, чтобы дотянуться до этой высоты музыкальной.

Но когда я услышал «Аве, Мария» — это зацепило так, что родился сюжет, по которому я придумал этот фильм. Я понимал, какие поставил себе высоты — было страшно. Но, мне кажется, мы справились. Глаза боятся, а руки делают. Музыка Джузеппе Верди обязывает быть филигранно точным, соответствовать, выстроить такую, как вам сказать, пластику фильма, которая бы дотянулась до музыки, в этом была моя задача».

Сайт, статьи и интервью

Личный сайт Гарри Бардина

«Анимация — это одушевление, если не вкладывается душа, не проглядывает чья-то судьба, значит выстрел холостой». Интервью с Гарри Бардиным о мультипликации

Интервью Гарри Бардина: «Не из всех гадких утят вырастают лебеди»

Гарри Бардин: «Мультики — это кирпичи жизни»

«Это был знак свыше»: Бардин рассказал, как создавал «Слушая Бетховена»

Наверх ↑