Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 12.11.2019

Испанская Тоскана, Пиренеи и мастерская скульптора Саграды-Фамилии. Чем удивит Каталония даже бывалого путешественника

Энрик – коренной каталонец, Маша – впервые приехала в Барселону около девяти лет назад и, встретив Энрика, осталась в этом городе. Наверное, навсегда. К профессии “гид” относится с трепетом и признается, что безумно рада делиться впечатлениями, опытом и ощущениями от Испании. Что немаловажно – вдохновляться вместе с путешественниками. Поговорили с Машей о том, как отличить классического каталонца, традиционных блюдах, любимых местах, дочери друга Сальвадора Дали и 90-летнем виноделе Киме.

Чем Каталония отличается от Андалусии, Галисии, Кастилии, Астурии и других регионов Испании?

Каталония – регион очень предприимчивый (Страна Басков тоже, кстати говоря, но в Каталонии погода зимой лучше), и это по нему очень заметно – уровень жизни здесь гораздо выше, чем в Андалусии или в Мурсии, например, хотя все это очень относительно. Если бы существовало мерило уровня счастья, Андалусия оказалась бы на первом месте, я в этом уверена!

В каждом регионе есть своя прелесть, свои особенности, свои великие певцы, вслед за которыми невозможно не влюбиться в Мадрид, Севилью, Кордобу, Сантьяго, Памплону… В Каталонии это, конечно же, Гауди.

Опиши мне классического каталонца!

Сложно клеить этикетки. Я стараюсь общаться с людьми, о которых сложно сказать “вот этот – типичный русский/испанец/француз/американец...” Да и фраз таких стараюсь избегать. Но я могу сказать, что в Каталонии очень сильно любят и уважают свою историю, культуру, язык. Это меня восхищает. В целом каталонцам свойственно трудолюбие, это народ созидательный, безусловно. Еще одна черта – открытость всему новому, необычному, нестандартность мышления: здесь любят все оригинальное и не вписывающееся в рамки, бросающее вызов, можно сказать. Гауди, Дали, Миро – отличные тому примеры, хотя я могу сказать, что и современные артисты из Каталонии во многом продолжают эту линию.

Жизнелюбие, пожалуй, черта характерная для всех южных народов, пропитанных с детства лучами солнца. Люди много времени проводят вне дома, общаются друг с другом, запросто становятся приятелями, а незнакомые люди целуют друг друга при встрече. Это может шокировать, причем не только интроверта, но любого человека, который хочет сам выстраивать те самые “границы”, о которых мы все так много думаем в последнее время, но для испанца (и каталонца в том числе) пожатие руки или непринужденный кивок покажутся очень холодными.

В Барселоне бывали уже почти все, кому не лень, чем она может удивить даже бывалого?

Людьми. Барселонцами. Они и есть настоящая Барселона. Многие видели Собор Святого Семейства Гауди, многие путешественники возвращаются, чтобы увидеть процесс строительства, но не все могут заглянуть в мастерскую скульптора Саграды и посмотреть, как творит здесь сегодня и наш с вами современник.

Барселона – город очень веселый, добрый, озорной. Конечно, именно люди делают его таким. Ведь здорово провести день с артистами фламенко – понять, как устроен их день, как рождается эта импровизация, чем она “дышит”, как взаимодействуют артисты между собой и больше того – взаимодействовать с ними. В этом, мне кажется, отличие путешественника от туриста. Турист слушает искусствоведа или гида, занимается таким ликбезом в той или иной области, а путешественник хочет по-настоящему прочувствовать то или иное явление, он не боится личного контакта с произведением, артистом, местом, он активно участвует в этом диалоге. Именно поэтому путешественник часто приближается к правде, преодолевая неизбежные, казалось бы, стереотипы. Мне нравится одна фраза Пикассо: “Когда искусствоведы собираются вместе, они говорят о форме, структуре и смысле. Когда художники собираются вместе, они говорят о том, где можно купить дешевый растворитель”. Вот мы всегда стремимся дать путешественнику услышать не только речь искусствоведов, но и речь художников.

Ну и, конечно, всегда есть спрятанные уголки, которые даже мы продолжаем открывать для себя – мастерские художников, резиденции артистов, перестроенные культурные центры, кухни талантливых поваров (еда – очень важная часть культуры этой страны).

Так, ну вот в Стране Басков – пинчосы, в Валенсии – паэлья, а вот что в Барселоне?

Ну, в Барселоне можно тоже попробовать отличные тапасы и пинчосы, кстати. “Па амб томака” – хлеб с помидором, самое каталонское блюдо. Как и все национальные блюда, это тоже было придумано “не от хорошей жизни” – специальные мягкие помидоры, которые каталонцы обычно вешают на крючок на кухне (очень красиво смотрится, кстати), втирали в черствый вчерашний хлеб, чтобы размягчить. Каталонцы не очень любят выбрасывать что-либо, особенно когда речь идет о еде. Теперь это основной аккомпанемент к любой закуске – хамону, морепродуктам.

Но вообще в Барселоне много всего. Бабушкина домашняя кухня, например: “диетические” каннеллони в раскаленной форме прямо из духовки, вкуснейшие колбаски бутифарры (лучше всего на гриле) и к ним эскаливада – перец и баклажан, которые готовят на огне, потом чистят и подают в холодном виде, рождественский суп с большими галетами (макароны в форме ракушек), шашлык из нежного сладкого лука кальсота с наркотическим соусом ромеско... До молекулярной кухни, самым известным автором которой считается здесь Ферран Адриа. С типичной для Каталонии любовью к эксперименту он стремился “предоставить неожиданные контрасты вкуса, температуры и текстуры”. Провоцировать и удивлять ужином – тоже очень каталонской подход.

В Каталонии и Стране Басков очень много интереснейших мишленовских ресторанов, которые обязательно стоит попробовать.

Какие твои любимые места в Барселоне?

Их очень много! Люблю квартал Грасия, с которым у меня связано очень много волшебных воспоминаний. Я училась в театральном вузе здесь, поэтому улицы его для меня пропитаны настоящим перевоплощением. Помню, как вокруг главной площади Грасии перед очередным экзаменом бродили мои однокурсники – монахи, военные-франкисты, проститутки, профессора и опереточные певицы... Столько разных жизней прожито на этом маленьком кусочке барселонской Грасии. Квартал этот – немного игрушечный и чудной: витрины с разноцветными заколками-пуговицами, трогательный старичок в уютной блинной в центре квартала, у которого посидеть полчаса – все равно что забежать к любимой бабушке, непривычно большая для кофейной Испании чашка ароматного чая, блинчик с “волосом ангела”, вкусным тыквенным вареньем, и ты укутан спокойствием и заботой, можно спокойно нырять в суету улиц. Ян Тирсен, звучащий из чьей-то квартиры, ласково обволакивает твою дорогу по крутой улице Верди до маленькой площади Революции, где уличного музыканта слушают ползающие повсюду счастливые дети, старички с морщинистыми и ласковыми от вечного солнца лицами и самые добрые в мире собаки!

Я очень люблю квартал Эль Борн – это местный “сохо”: здесь лучшие дизайнерские магазины, ресторанчики для посиделок с друзьями в выходные, легендарная Санта Мария дель Мар, музей Пикассо и многое другое. Борн заслуживает отдельной заметки.

Еще я очень люблю барселонскую консерваторию и все, что делает наш любимый и талантливейший друг Ким Диас. Недавно он открыл новый бар Muticlub – это “брат” Bar Mut, любимого места Де Ниро в городе: здесь рядом сидят политики и артисты, мировые знаменитости и завсегдатаи из квартала Грасия – все они объединены харизмой Кима Диаса, чья любовь к собственному делу ощущается в каждой детали – абсолютная гармония пространства и кухни. Философия Кима мне очень близка (и не только в ресторанном плане): он создает места, которые не ориентируются на то, что просит клиент, а скорее предлагают то, что они сами из себя представляют. Небольшой совет: напротив Bar Mut находится место, ничем ему не уступающее. “Бутербродная” Entrepanes Diaz (угадайте, кто владелец?). Официанты здесь ходят в конверсах и бабочках, все – профессионалы на пенсии, которым Ким дал второй шанс, и теперь они безупречно обслуживают столики а атмосферной бутербродной, которую оформлял художественный директор Альмодовара – Анчон Гомес.

Есть ли какой-нибудь чек-лист истинного каталонца?

Есть чек-листы что-то вроде “20 признаков того, что ты уже давно живешь в Каталонии/Испании”. В список входит экономия света, воды и вообще экономия всего что можно, привычка никогда не звонить никому во время сиесты и так далее.

Но, наверное, чтобы быть истинным каталонцем, им все-таки надо родиться. А вот для того, чтобы понравиться каталонцу, думаю, что подойдет что-то из такого списка: знать каталонский язык (отношение к иностранцу, который говорит или хотя бы пытается говорить по-каталонски похоже на преклонение, если хотите почувствовать себя супергероем, интеллектуалом и вообще самым лучшим человеком на земле – начните учить каталонский и съездите в любую точку распространения català) – тут, кстати, проявляется иногда абсолютно иррациональное и фанатичное одобрение, за которое часто бывает неловко и даже немного обидно: как же ущемляли язык и культуру этой страны, что у людей чуть ли не слёзы наворачиваются, когда они узнают о том, что я русская, хотя бегло говорю по-каталонски; каталонцам нравится практичность итрудолюбие, им импонирует деятельные натуры, которые не сидят не месте и находятся в постоянном движении. Им нравится креативность и нестандартное мышление.

Что интересного и клевого в Каталонии помимо Барселоны?

Очень много всего! Север Каталонии, Пиренеи – интересная зона. Мы сейчас активно работаем над программами там: потрясающие виноградники в замке, находящемся в 1000 метров над уровнем моря, невероятная гастрономия, романская архитектура, заповедники – каталонская Новая Зеландия!

Север Каталонии также очень интересен, хотя я люблю и родину Гауди – южную часть региона. Помимо великолепной архитектуры, там можно встретить очень интересных персонажей. Мне очень нравятся рисовые поля дельты дель Эбро, мы знаем одну каталонскую пару, проживающую неподалёку, которая много лет провела в Японии, изучая технику приготовления саке и стала единственными производителем этого напитка в Испании. Ну, а про Балеарские острова я хочу написать отдельную статью/заметку, так как мне посчастливилось провести там довольно много счастливых дней и сохранить, несмотря на обилие “пумады” (джин с фантой лимон и марихуаной) много ярчайших воспоминаний: о коррефок – марафоне огня в майоркинской деревеньке, горном перевале с купанием в ночном море, о прекрасном коне, под копытами которого я чуть навсегда не осталась на Менорке во время красочного праздника Халео, в котором, кстати, участвуют лучшие наездники этого острова, о прекрасных танцах на песке прямо на площади города, после которых я возвращались домой в одном ботинке – разве поместишь все это в интервью?

Расскажи про испанскую Тоскану – место, куда мы отправим Кожухова в следующее путешествие, которое ты обнаружила недавно?

Обнаружила я его давно, просто завсегдатаем стала недавно. Да, Эмпорда – это похоже на Тоскану и Прованс, только если убрать оттуда толпы туристов. Место чарующее, медитативное, живописное, здесь “затерян” не только треугольник Дали, но и множество других, не менее интересных сокровищ!

Расскажи про профессора жиронского университета!

Зайти в гости к Пепу – все равно что попасть в ту сказку, в которой главный герой впадает в транс, а когда просыпается, обнаруживает, что оброс длинной бородой, а топор его пустил корни. Так меняется ощущение времени в этом месте: старинный каталонской дом-мазия с белыми стенами, потолком с деревянными перекрытиями, винтажной мебелью и просто несметным количеством антиквариата. У каждой из этих вещей есть история, которую Пеп очень интересно помогает рассказать. Он очень щедро делится эпизодами своей более чем интересной биографии: показывает фото с Лэнсом Армстронгом (это его друг), рассказывает про их приключения, про то, как по полгода проводит в море, про токсичных рыб, про свой антиквариат, и как он продает вещи, чтобы купить заново другие предметы антиквариата... Пеп умудряется виртуозно сочетать все эти увлечения с основной работой – преподаванием в Университете Жироны, куда ездит на своем винтажном Harley Davidson.

А про 90-летнего винодела, у которого покупает вино барселонский ресторатор с тремя звездами мишлен?

Винодел Ким – тоже сказочный персонаж, его никто никогда не видел, кроме Жорди – молодого владельца винодельни. Ким прячется, когда к Жорди заходят редкие гости, его самые лучшие друзья – виноградники, земля, которую он возделывает уже больше 80 лет. Очень любопытно заглянуть в его домик – сарай, вот где хорошо можно разглядеть этого человека! Идеально скрученные мотки проволоки (Жорди говорит, что как он ни старается, никогда так же аккуратно и ровно у него не выходит), чеснок, который Ким жарит на огне, старое радио на батарейках, шишки и инструменты...

Основная философия энолога Джорди – возродить контакт с историей вина, с теми людьми, которые производили его 70 лет назад и могут об этом рассказать, вернуть процессу человеческую составляющую и, конечно, наполнить вино не только вкусом очень интересных эмпорданских сортов винограда, но и историей. Результат – выше всяких похвал, а истории каждой бутылки достойны отдельной книги или биографии человека, который за ней стоит. Главным поклонником работы Жорди является сам Жузеп Рока, из тех самых Рока, которые два раза подряд завоевали статус лучшего ресторана мира.

А еще дочь друга Дали…

Когда заходишь в гости к Тарратсам, удивляешься: посреди дома растет дерево. На самом деле ничего удивительного: дед Розы, художник Жоан Жузеп Тарратс распорядился построить семейное гнездо вокруг этого дерева, изогнутого и странного, как все, что окружает эти прекрасные места – Кадакес, мыс Креус – множество ни на что не похожих природных форм, которые в начале тридцатых годов особенно много изображал Дали. В Кадакесе родился отец Дали, здесь художник проводил лето, именно здесь находилась его первая студия, единственный собственный дом был у Дали здесь, в Порт-Льигате, именно здесь Дали черпал вдохновение для своих работ и создавал их. А на заднем плане всегда виден мыс Креус – по словам художника, «совершенно эпическое место, где Пиренеи спускаются к морю в геологическом бреду».

Именно Жоану Жозепу Тарратсу Дали как-то поведал, что он ощущает себя человекообразным результатом реинкарнации этого первобытного пейзажа – созданного природой театра умопомрачительных оптических иллюзий.

Внучка художника Роза – тоже художник и дизайнер. Дважды она получила престижную премию Гойя как художник по костюмам в киноработах своего друга, анфан террибля каталонского кинематографа, Альберта Серра, который, кстати, тоже родился в Эмпорда, что совсем не случайно.

.