Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 25.06.2020

Как измерить успешность корпоративного выезда? Кейс Клуба путешествий Михаила Кожухова для аудиторской компании ФБК

Психологический профиль на каждого сотрудника, сценарии квестов с прописанными ролями и программа путешествия, которая меняется в зависимости от исхода игры. Разговор с Алексеем Тереховым - вице-президентом аудиторской компании ФБК и корпоративным клиентом Клуба Михаила Кожухова о том, как руководителю подготовиться к выезду для сотрудников и не превратить его в бесполезную трату денег.

Расскажите про основные цели вашего корпоративного выезда.

Целей было несколько. Первая – поехать с с Клубом и посмотреть, что же вы такого интересного предлагаете, почувствовать это собственными сенсорами, спинами, ногами, глазами, руками, ртом, побывав в замечательном Дагестане. Вторая – создать необычные условия для команды, чтобы почерпнуть знания как о самих сотрудниках, так и о местных жителях.

Большинство людей в нашей команде не знали, куда мы едем до регистрации на рейс. Все понимали, что мы летим на самолете. Все понимали, что мы будем в горах, и нам предстоят пешие прогулки. Предполагали, что условия будут спартанские и поэтому нужно иметь с собой определенный набор одежды. Это все. Но даже когда мы прилетели в Махачкалу, никто не знал, что будет завтра, потому что каждый последующий день в некотором смысле зависел от предыдущего. Нужно было преодолеть нечто, сделать нечто, для того чтобы понять, что же будет завтра.

Работодателю советуют согласовывать с сотрудниками активности во время корпоративного путешествия, почему вы решили сделать все иначе?

Мы – особенная компания, и нас очень сложно чем-либо удивить. Поэтому было важно сохранять интригу, которая позволит с интересом относиться к завтрашнему дню. Во-вторых, я умышленно создавал такие условия, чтобы сразу же избавляться от любой формы критики – все-таки заставить 25 человек идти на какую-то экскурсию или заставить что-то вместе делать, бывает сложно, особенно в формате отпуска или корпоративного мероприятия. Всегда найдется оппозиция. Потому мы продумывали разные решения, которые позволили избавиться от оппозиционного настроения.

Каждый следующий день вытекал из предыдущего: нам всегда нужно было проходить либо квесты, либо какие-то задания, либо делать выбор – идем направо или налево. Конечно, это все было срежиссировано, но всегда находилось что-то, что поддерживало интригу.

А если все же половина хочет направо, а вторая – налево?

Это правда большой риск. Представьте, мы рано утром выехали, многие ночь не спали, кто-то опоздал на рейс и прилетел позже

И вот наконец люди приехали из осенней Москвы в солнечный Дагестан и оказались на берегу моря в хорошем ресторане. В этот момент у каждого возник вопрос: мы остаемся здесь или едем куда-то за приключениями? И без каких-либо протестов все согласились: “Да, мы едем за приключениями”.

По дороге мы должны были поддерживать эту интригу и во время остановок участвовать в квестах. При этом игры были настолько органично встроены в события дня, что все происходило как будто бы само собой. И молодой человек, который нас встретил на горе Орлов в одной из деревень, был очень естественно встроен в окружающее пространство. Он нам предлагал купить майку – и все его воспринимали как продавца майки, а не как человека, который нам ставит задачу. Хотя в конце поездки оказалось, что эти майки понадобятся для решения задачи. И Диана (старший менеджер индивидуального и корпоративного отдела Клуба путешествий Михаила Кожухова, – прим.редакции), и весь творческий коллектив организаторов позволил создать эту естественность. Не было напряженности, что вот нам дали ручки, карандаши, и мы тут сидим на отдыхе, шевелим мозгами, для того чтобы отгадать загадку.

Правда ли, что вы самостоятельно составили портреты участников и отправили их организаторам для разработки программы путешествия и квестов?

Конечно, любой человек – загадка. Но для того квесты и были придуманы, чтобы люди проявили те свои качества, которые часто не видно в замкнутом офисном пространстве.

Для меня это было все-таки корпоративное мероприятие. Как руководитель, я поставил себе задачу посмотреть на каждого сотрудника со стороны и сделать так, чтобы человек сам себя увидел со стороны, сам почувствовал, что он может либо быть лидером, либо помощником, либо просто человеком, который создает хорошее настроение в трудную минуту. Конечно, о каждом я размышлял, составлял психологический профиль, решал, как встроить сотрудника в тот или иной квест, чтобы он проявил качества, необходимые для компании. Мне удалось многое увидеть и дать возможность сотрудникам познать самих себя.

Как вы анализировали результат после поездки?

Во-первых, мы никого не потеряли за это время. Все, кто был с нами в поездке, с нами и остались. Второе достижение в том, что члены команды, на которых я ориентировался как на потенциальных лидеров, в 90 % себя так и проявили. Где-то я хотел, чтобы сотрудники увидели своего коллегу как человека интеллектуального и, возможно, изменили свое мнение или увидели в нем лучшие качества. Так и произошло.

Производственная нагрузка у нас очень тяжелая. Поэтому, если меня спросят, достиг ли я результата повышения корпоративной культуры и производительности труда, взаимопонимания, взаимовыручки, достижения общего результата – да, несомненно. И сейчас, и вчера, и завтра, и послезавтра, и индивидуально, и в семьях, и в кратких выдержках коллектива все вспоминают именно эту поездку.

Давайте немного вернемся к тому, что вы сказали: психологически работа очень сложная. Почему?

Так как мы работаем в аудиторской компании, то должны говорить то, что видим, людям, которые не всегда хотят о себе слышать правду. При этом мы говорим публично, а публичная критика всегда очень сложно воспринимается.

Люди часто очень закрыты, а мы не можем бесконечно использовать полиграфы, бегать за ними и что-то у них допытывать. Поэтому, конечно, психологическая нагрузка тяжелая. Например, есть закон против коррупции, и нам нужно у руководителя организации спрашивать: знаете ли вы случаи коррупции в вашей организации? Сложно как психологически задать такой вопрос, так и получить какой-то ответ.

У нас нет начала работы, нет окончания работы. У нас есть окончание даты проекта. В одном из квестов нам нужно было открыть шкатулки, которые никак не поддавались. Мы сидели до четырех утра, несмотря на то, что в восемь часов уже был подъем. Диана не верила, что у нас получится, и поэтому в срочном порядке разработала альтернативный вариант на следующий день, ведь в шкатулках лежал ответ, что же нам делать дальше.

Те люди, которые с нами остались до четырех утра, и в обычной жизни работают в таком режиме. Там для меня было стопроцентное попадание. То есть, человек, который может себя пожертвовать ради коллектива, ради какого-то интересного события, результата, он точно также себя и проявлял в работе.

А был ли обратный эффект? Что-то вас удивило, огорчило?

Да, была ситуация. Ответ на вопрос меня не то чтобы огорчил, сколько скорректировал мое впечатление, как нужно строить карьеру с этим человеком. Есть у нас один молодой человек, но он не являлся руководителем, только в перспективе. И в Дагестане я увидел, как он сдает, упускает возможность управлять маленькой командой, проигрывает.

В то же время сам коллектив этой маленькой команды собрался, взял на себя управление и с достоинством вышел из ситуации. Мне показалось, что его поведение в игре – соотносится с тем, как он работает. С одной стороны, я остался разочарован, что он не смог возглавить и вдохновить команду, но с другой, обрадовался, что коллектив настолько самоорганизован и ему не нужен был лидер.

Ну и, разумеется, сам Дагестан тоже повлиял на наших ребят. Мы познакомились, например, с инициативным, креативным человеком, который успешно открыл ресторанчик в какой-то крохотной деревне. Пожилой человек – учитель химии в прошлом – приехал в Дагестан много лет назад, то есть, он в некотором смысле чужой даже в этой деревне. Но он приносит удовольствие людям, а люди отдают деньги за эти услуги. Эта та культура, которую мы хотели бы видеть в нашей компании. Живой опыт в числе прочего создает эти камешки, кубики, кирпичики корпоративной культуры.

Да, мы умеем делать и корпоративные поездки тоже. Причем, чем сложнее и оригинальнее будет ваш запрос на организацию путешествия для клиентов, коллег или деловых партнеров, тем выше будет наш интерес к вам. Мы делаем только те истории, от которых захватывает дух. Если захотите организовать выезд для вашей команды, переходите по ссылке, заполняйте форму и наши менеджеры с вами обязательно свяжутся.

.