Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 22.05.2023

Бан на корпоративные путешествия: стоит ли отказываться от выезда в кризис

Алену Владимирскую называют «главным хантером Рунета». Более 17 лет в карьерном консультировании высшего и среднего менеджмента и более 300 успешных кейсов. На сегодняшний день руководит «Лабораторией карьеры Алены Владимирской». Мы созвонились с Аленой, по совместительству — путешественником Клуба Кожухова, чтобы поговорить о том, всем ли компаниям в кризис нужно ставить бан на корпоративные путешествия и как превратить эту статью расходов в инвестицию.

Многие ли компании, по вашему опыту, считают корпоративные путешествия бессмысленной тратой денег? 

Я знаю очень мало таких компаний. И, видимо, они должны работать в той отрасли, где мозги — не главное. Конечно, любая компания, к которой придут брать интервью, скажет: «Для нас самое главное — люди». Далеко не всегда это правда и в этом нет ничего плохого. Существуют отрасли, в которых основная ценность формируется за счет других активов. В газе и нефти — это вышки и лицензия на добычу. В ритейле — возможность взять в аренду или купить дешевую землю в местах с высокой проходимостью и построить магазины и логистические склады.

Я не говорю, что этим компаниям люди не важны. Их ценность большая. Но там замена одного профессионального человека на другого не критична. Если же мы, к примеру, возьмем IT, медиа, или тот же авторский туризм, как в Клубе путешествий Михаила Кожухова, то здесь главное — роль креатива и опыта. Профессионалы в таких компаниях создают основную ценность, а их ненасильственное удержание через разные формы выявления возможных точек роста и резервов чрезвычайно важно. 

Как сохранять в таких компаниях суперпрофессионалов? У Яндекса прекрасный офис, но Google легко предложил бы такой же или лучше. Высокую заработную плату в Mail.ru раньше побило бы предложение Booking.com. Потому одними из важнейших факторов для такого сотрудника остается: во-первых, насколько его ценят на работе профессионально и личностно, дают амбициозные проекты, а во-вторых, микроклимат — наличие дружественных связей внутри коллектива.

И первое, и второе не в последнюю очередь формируют корпоративные путешествия. Так что польза очевидна. Другой вопрос, что есть стереотип: якобы корпоративное путешествие заключается в том, чтобы отвезти сотрудников в Анталию, заселили в отель и пусть они там выпивают и ныряют в бассейн. Хотя тот же рынок IT и инновационного бизнеса, который не падает вот уже несколько кризисов подряд на моей памяти, нуждается в грамотно организованных корпоративных путешествиях. Возвращаясь к началу разговора: в этих компаниях главное — человеческий ресурс.

Тем не менее, пострадавших отраслей больше, и статья «корпоративные путешествия» почти первой пошла под сокращение. Правильное ли это решение, если добавочная ценность компании — люди, и она все же не на грани разорения? 

Сложно говорить, тут ведь от возможностей компании зависит. Я бы не убирала такую статью расходов, а скорее ее каким-то образом оптимизировала. Ну, не на десять дней путешествие, а на четыре. Давайте называть вещи своими именами, людям тревожно сейчас. Тревожно за свое будущее. Когда ты вдруг показываешь, что твоя компания может себе позволить выезд и думает о людях, это очень успокаивает. Поэтому, если есть возможность, я бы оптимизировала эту статью, но не снимала.

Наверное, в моем новом бизнесе нам бы тоже хотелось путешествовать по Перу, но пока мы можем позволить себе Баку. И, как показала практика, это тоже интересная и недорогая поездка. Да и потом: мы все не насмотренные Россией. Ну ладно, я из Вологды, из маленького города, я Север знаю, потому что до того как уехала учиться в МГУ, я там 17 лет прожила. Но в принципе-то всегда можно найти какие-то вещи дешевые. Например, та же самая поездка в Вологду или Ярославль. 

Давайте сформулируем основные цели корпоративных путешествий, чтобы их классифицировать и говорить предметно о каждом. 

Цель номер один — сплотить людей, сформировать внутреннюю мотивацию, которая будет удерживать профессионалов в компании. Вторая — выделить потенциально лучших, которых не видно в обычной офисной среде. Потому что если начистоту, то от ассессмента все устали, в них не верят, и умные люди не хотят, чтобы их оценивали по каким-то шкалам. Третья — похвастаться перед рынком, что мы можем себе это позволить. Четвертая уже относится к другому формату корпоративных путешествий — это поощрение партнеров. При продаже неважно чего личностный фактор никто не отменял и конечное решение, как правило, принимает конкретный человек. Я не буду говорить об этичности этой истории, но она существует и работает. 

Есть еще один формат — поощрение конкретного топ-менеджера, скажем, за удачную сделку. Как вы к этому относитесь? 

Это прекрасная история. Потому что у многих из нас дети, ипотека, пожилые родители, и мы стараемся тратить на себя меньше, чем хотелось бы. И сам факт, что компания обо мне подумала, вложила в мое путешествие деньги — дорогого стоит. Другой вопрос, что тут должно быть все очень прозрачно с точки зрения компании, чтобы ни у кого не возникал вопрос, почему поощрили Машу, а не Петю. То есть, чтобы не было обиды, которая разъедает компанию. 

Нужно ли и как компании готовиться к корпоративному путешествию?

Во-первых, никогда нельзя принуждать к отдыху, нужно предварительно спрашивать мнение сотрудников о том или ином формате поездки. Отсутствие таких разговоров - одна из важнейших проблем корпоративных путешествий. Условно, мы едем в Египет на неделю, а сотрудники, в основном, женщины с маленькими детьми. Отпустит ли их муж? С кем они оставят детей? К таким моментам нужно относиться серьезно.

У меня был случай, когда у клиента уволился главный бухгалтер. Мы долго не могли понять почему, но потом выяснилось, что они решили устроить корпоратив в аквапарке, а у бухгалтера очень сильные внутренние комплексы по поводу ее фигуры. Настолько сильные, что она уволилась. Поэтому прежде всего подумайте о том, кто ваши люди. Путешествие должно приносить радость. Вы должны понимать, что от корпоративного путешествия многие не будут отказываться, даже если они не хотят, потому что тем самым покажут нелояльность.

Во-вторых, если уж вы организовываете корпоративное путешествие для сотрудников, то только за счет фирмы. Или честно предлагайте формат «в складчину», но с формулировкой «ничего страшного, если вы не поедете». 

В-третьих, проведите несколько встреч или лекций для сотрудников о городе, в который поедете на корпоратив, покажите маршрут. Уточните, у кого какие пищевые привычки и кто с кем готов жить в одном номере, если предусмотрено двухместное размещение. 

И последнее. Если у вас большая фирма, нет смысла ехать всей командой. Лучше разделиться. Потому что смысл корпоративного путешествия в общении. Пусть группы будут по 10-25 сотрудников, контактирующих друг с другом в работе. 

Если мы смотрим на корпоративное путешествие для сотрудников с позиции руководителя или владельца компании, которому, разумеется, нужно, чтобы эта трата была инвестицией, то как нужно ему подготовиться? 

Это вопрос именно к эйчару. Эйчар бизнес-партнер должен хорошо знать своих людей. И он, конечно, должен рассказать подрядчику, организовавшего поездку, что любят его сотрудники, что не любят, какие внутренние конфликты есть в коллективе, сколько лет каждому участнику и какие физические активности стоит включить или напротив — исключить.

Да, все требует подготовки, но это такая радостная история, в которую вы можете включить своих сотрудников. Когда я делала корпоратив в Баку для своей фирмы, то буквально заразила сотрудников историей города, на который они смотрели с опаской. Показывала программу пребывания и спрашивала: «Девчонки, что вы хотите еще?». И они начали рыться: «А вот мы хотим этническую одежду», «А было бы здорово поехать в ресторан, который прямо за городом, на пляже, с какой-то особой там рыбой». Людей надо включать в подготовку, потому предчувствие праздника часто лучше, чем сам праздник.

Читайте дальше

.