Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 11.08.2023

Путешествие к вершинам успеха: у каждого бизнеса свой Эверест. Интервью с Сергеем Кофановым

Компании, которые доверяют Клубу организацию корпоративного путешествия, ищут не только продуманные до мелочей программы и индивидуальный подход, но и новые пути работы с командой. 

Эти ценности разделяет Сергей Кофанов — чемпион России и мастер спорта по альпинизму. В 29 лет он стал самым молодым двукратным российским восходителем на Эверест, имеет опыт руководства сложнейшими высотными экспедициями, в том числе в Гималаях, на Аляске и в Антарктиде. Сергей уверен, что у каждого человека или компании есть свой Эверест — своеобразная «вершина», цель, которую нужно достичь, — и проводит тренинги, бизнес-игры и корпоративные восхождения, которые помогают сплотить команду, предложить работающую мотивацию и вдохновить ее на конкретные действия для развития личности и бизнеса. Мы поговорили о том, как разные люди ведут себя в стрессовых ситуациях, о необходимости смотреть на коллег в новых условиях и о том, почему иногда победить — значит сойти с маршрута. 

— Вашу работу можно разделить на три больших направления: мотивационные выступления, командные тренинги и корпоративные восхождения. Давайте начнём с восхождений. Где вы их проводите?

— Для бизнеса важно и провести обучение, и сплотить, и достичь того результата, который ожидается после мероприятия. Но одновременно сотрудников нельзя слишком надолго вырывать из рабочего процесса, потому что если команду топ-менеджеров увезти на неделю куда-нибудь на Килиманджаро, то эту неделю компания живет без руководителей. Поэтому в первую очередь для корпоративных восхождений мы рассматриваем те локации, которые находятся поближе — Красную Поляну, Приэльбрусье. Иногда компании выбирают Саяны, Хибины, на Алтай — там тоже есть все необходимые для проведения командного восхождения, но инфраструктура уже не так развита.

—  А если что-то более отдаленное?

Я уже больше 20 лет занимаюсь корпоративными восхождениями, и за это время было много поездок: и сложнейшее восхождение на Аляске, и в очень популярном когда-то Эквадоре, куда россиянам до сих пор не требуется виза и куда действительно можно полететь. Там есть и красивейшее восхождение на вулканы, и джунгли, и Амазонка, и Галапагосы. В рамках командных тренингов там можно смоделировать множество ситуаций, Эквадор — одна из жемчужин в коллекции поездок такого формата. Было больше 40 поездок на Килиманджаро, из них, наверное, 90% — в рамках командных восхождений. 

— Вряд ли корпоративные группы состоят из опытных профессионалов. Вы сталкивались с тем, что люди переоценивают или, наоборот, недооценивают свои силы?

Такое бывает. Как правило, в поездке именно в горы как минимум один или два участника команды уже имеют какой-то опыт. Они являются такими вдохновителями команды, которые говорят: «Ой, а давайте в горы поедем, мы там были, там классно, мы вам тоже хотим показать. Давайте под руководством опытного фасилитатора, или гида, вот это восхождение проведём». 

Такие участники — плечо, на которое фасилитатор может опереться. При подготовке к восхождению мы просматриваем и просчитываем все до мелочей, прорабатываем матрицу рисков, стараемся максимально подготовить команду к тому, чтобы никто не переоценивали и не недооценивали свои силы. Но есть интернет, и конечно многие люди читают там отзывы, которые накладывают свой отпечаток на ту информационную картину, которую мы даем мы со своей стороны. 

Поэтому, конечно, бывают случаи, когда люди слишком спокойно относятся к достаточно сложным восхождениям. И когда они уже на местности сталкиваются с препятствиями, у них бывает легкий шок. С другой стороны, это может помочь лидерам показать, что такие ситуации бывают, и как нужно их преодолевать; сплотить команду, участники которой начинают помогать друг другу.

Здесь все как в реальной жизни, как на работе: когда вы входите в проект, вы тоже не до конца можете понимать потенциальные риски, где-то переоценить свои силы, где-то недооценить. И здесь процесс восхождения на вершину органично сонастраивается с работой команды в компании. Такие вызовы во время восхождений обнажают острые моменты, на системное решение которых в рамках рабочих ситуаций у команд не было времени, и они, как правило, просто спускаются на тормозах.  

А здесь это выходит на поверхность, с этим очень хорошо работать, особенно по вечерам. Когда прошел один день восхождения, мы все вместе разбираем эти кейсы, проводим параллели с ситуациями, которые возникают на работе.  

— Такое путешествие — в любом случае выход из зоны комфорта. Как разные люди начинают проявлять себя в нетипичных ситуациях?

Бывает, что люди, которые и на равнине ярче всех себя ведут, точно так же продолжают себя вести во время восхождения. А бывает, что лидером, наоборот, становится самый молчаливый участник. Иногда он даже ничего не говорит, но при этом все следуют за ним, потому что невербально он ведет себя соответствующим образом. Какие-то ситуации опытный фасилитатор может «подраскачать», чтобы показать команде, что не всегда человек, который в обычных условиях ведет себя как лидер, возьмет на себя эту роль в стрессовой ситуации. Задача фасилитатора — подсветить те моменты, которые важны для команды, которые нужно разобрать, проработать, чтобы успешно двигаться дальше. 

— Восхождение — это больше индивидуальный опыт или командная работа?

Восхождение — это всегда командная работа, потому что на горе ты не можешь отрешиться от происходящего вокруг, ты находишься в коллективе. Есть тайминг, в котором участвует вся команда. Ты не можешь обогнать всех, прибежать на следующую стоянку на три часа раньше. Что ты будешь там делать? Еще не пришли палатки, еще не пришли грузы, вода, питание.

Остается только сидеть и мерзнуть. Восхождение на гору как раз позволяют команде выработать общий темп, в котором все могут работать продуктивно. При этом всегда есть возможность этот темп увеличить на 10-20%, но мы помним, что восхождение — это не один день, и силы нужно беречь не только во время подъема на вершину. 

Это распространенная ошибка и в бизнесе, когда команда добежала до какого-то результата, например, сдала квартальный отчет, но в результате все выгорели, выдохлись. И после этого хоть улетай на полгода куда-то на ретрит восстанавливаться, потому что эмоционально уже нет сил работать. 

В горах такой фокус не проходит, потому что если ты прибежал на вершину, а на спуск не осталось сил, то, считай, задачу ты не выполнил. На том же Эвересте 70% несчастных случаев происходит именно на спуске: снижается способность к концентрации внимания, тают силы, уже не хватает ресурсов, чтобы принимать правильные решения.  

Гора учит тому, что добежать до вершины — это еще не все, это только половина пути. То же в корпоративном мире и в бизнесе: нужно помнить, что за текущей задачей всегда есть следующая, нужно оставить силы на ее решение.    

— Какие бизнес-задачи решаются во время корпоративных восхождений? Люди что-то преодолевают вместе, как в дальнейшем это отражается на работе команды?

Во-первых, меняется скорость коммуникации. После того как люди взаимодействуют в такой необычной среде, они понимают, что и на работе результат очень зависит от качества коммуникации: скорости, четкости донесения сообщения и уверенности в том, что на той стороне его поняли верно и взяли задачу в работу. 

Затем я бы отметил неформальное общение. Оно помогает ускорить процессы, ведь гораздо проще позвонить и на дружеском языке пообщаться с человеком, с которым ты был в горах и уже понимаешь, как он думает, как он реагирует, как он лучше воспринимает информацию. 

Наконец, умение держать фокус на важных вещах, прежде всего заниматься ими, одновременно не упуская те задачи, которые прилетают параллельно. 

— В горах очень важно правильно оценить свои силы и в случае чего вовремя сойти с маршрута. Что здесь важнее — прислушаться к себе, или же к гиду, которому со стороны может быть виднее, в самом ли деле вы выдохлись, или вам не хватает уверенности в себе?

Зависит от обстоятельств. У гида всегда есть возможность скорректировать неправильно принятое командой или человеком решение. И когда такая ситуация наступает повторно, он может отступить в сторону и посмотреть, насколько участники усвоили урок. Но помнить, что права на ошибку нет, и в случае чего вовремя вмешаться и объяснить, почему нужно поступить по-другому. 

— Что чаще мотивирует людей не сдаваться перед трудностями во время восхождения? Личные цели и установки или ответственность перед группой, желание не упасть в грязь лицом? 

Все перечисленное. Для кого-то важно не ударить в грязь лицом перед другими, а кому-то — выполнить те задачи, которые он себе наметил. Здесь все как в обычной жизни: кого-то мотивирует амбициозная цель, и человек прилагает все усилия, чтобы ее достичь. Но даже если цель не достигнута, человек на пути к ней решает такие задачи, которые он никогда бы не решил, если бы она была не такой масштабной. 

Например, можно поставить для себя цель подняться на Эверест. Подняться на 8000 метров — например, на другую вершину, — а на Эверест в итоге не сходить. И человек будет думать, как же так, такая большая цель не была достигнута. Но ведь он при этом поднялся на 8000 метров! Когда ты ставишь более амбициозные цели, то и промежуточные результаты на пути к их достижению становятся значимыми, хотя сам человек может этого не видеть. Но это видно со стороны.

— Можете рассказать о каком-то запоминающемся случае из вашего опыта: невероятного преодоления или сопротивления, отказа от участия или открытия в себе неведомых способностей? 

— Был такой случай, по-моему, в прошлом году. Один из кадровых резервов крупной российской компании, мы с ними ходили в поход в горах Красной Поляны, на достаточно несложную вершину, она называется пик Бзерпи, высота всего 2200 м. Летом там нет снега и достаточно хорошая ухоженная тропа, но перед выходом на сам пик есть очень узкий гребень, с обрывами справа и слева. Его ширина два или три метра, то есть ты идешь проторенной дорогой, это безопасно, упасть почти невозможно. 

Но есть люди, которые боятся таких открытых пространств, боятся потенциального риска, того, что нет опоры — такая психологическая особенность. И в команде неожиданно для всех оказался такой человек. До вершины оставалось 100 метров, не самый сложный участок, и вдруг один из участников говорит: «Я не могу». Он опускается сначала на колени, потом садится на землю и не может идти ни вперед, ни назад. И перед нами встала задача помочь человеку справиться с этой фобией, прийти в себя. 

В итоге мы на вершину не сходили, но зато получили ценный опыт коммуникации с этим участником, объяснения ему, что все безопасно, подключения разных участников из нашей поездки к этой коммуникации, помощи человеку, чтобы он нашел свою опору и начал спуск. Именно это очень многому научило команду.

— То есть участник не смог дойти до вершины?

Не смог, и вся группа пошла с ним назад. И это потом вспоминалось как самый яркий момент. Все забыли о том, что целью была вершина, на которую мы не поднялись. Важнее оказалась другая задача — помочь своему коллеге «обрести ноги», обрести себя, вернуться на тропу и почувствовать себя в коллективе.

— Кроме корпоративных восхождений, вы проводите мотивационные тренинги. В чем суть этих мероприятий?

Личный пример мотивационных спикеров, правильно подобные формулировки позволяют команде понять, что невозможное возможно. Что даже самую амбициозную задачу можно разобрать на комплектующие и справиться с ней, съев слона, как говорят, по кусочкам.

— Как много времени у вас обычно уходит на подготовку такого выступления, и что в нее входит?

Все достаточно индивидуально. Как правило, мы проводим брифинг с заказчиком, чтобы понять, какие задачи компания будет решать в рамках рабочего дня. Я и сам работаю в корпоративном бизнесе: у меня есть свой успешный международный IT-стартап, кейсы в российской индустрии — в банковской, финансовой сферах. Все это помогает мне говорить с компаниями на их языке. Нефтянка, банковский сектор, ритейл — я ко всем найду подход. И, с одной стороны, я буду говорить с ними как атлет с мировыми достижениями, а с другой — как предприниматель, который в тренде и на острие атаки всех современных инструментов работы в бизнес-среде. Наверное, я один из уникальных примеров, когда в одном человеке объединяются и бизнес, и спорт, и владение инструментами для качественного донесения информации. 

— Как проходит бизнес-игра «Восхождение»? 

В ней я могу восхождение в горы переложить на, скажем так, виртуальные рельсы. Не выходя из аудитории, мы моделируем процесс восхождения командой на какую-нибудь виртуальную вершину, решаем те ситуационные кейсы, которые возникают и в реальных горах, перекладываем их на бизнес. 

— Для проведения этой игры требуются специальные локации, инструменты, или она может проходить прямо в офисе компании?

Ее можно проводить в обычном конференц-зале. Даже банальное упражнение на завязывание узлов помогает команде по-другому посмотреть на то, как правильно воспринимать постановку задачи, понимать техническое задание, делегировать полномочия в рамках выполнения тех или иных упражнений. С таких тренингов команда выходит с набором готовых к работе инструментов или гипотез, с планами и назначенными ответственными за реализацию этих планов.

— Это универсальная игра, или она адаптируется под каждый конкретный бизнес?

Это достаточно универсальный инструмент. Практически каждую бизнес-задачу, которая возникает у компании, можно переложить на такое виртуальное восхождение.

— Давайте подведем итог: какие результаты получает компания после таких лекций, тренингов, восхождений и игр?

Прежде всего, это сплочение коллектива, развитие потенциала каждого человека, стремление к наилучшему результату, ускорение коммуникации, умение оперативно оценить роли и распределить ресурсы команды, оптимизация бизнес-процессов. Это тренировка навыка решения нестандартных задач, умения перекладывать это на рабочие процессы, генерировать новые гипотезы, новые идеи. Важный именно сейчас элемент — умение адаптироваться к новым условиям работы. Ведь в горах погода и вообще внешние условия меняются очень быстро, нужно быть готовым грамотно и быстро подстраиваться под них. 

Я всегда стараюсь подводить команды к каким-то конкретным шагам. Чтобы они умели формулировать и прорабатывать свои идеи не просто на уровне каких-то абстрактных мыслей, чтобы они превращали их в конкретные шаги вплоть до назначения ответственных и описания потенциальных рисков. 

И, наверное, отмечу возможность для руководства компании донести через грамотного фасилитатора в доверительной среде свои мысли, это тоже очень важный момент, который, в том числе, востребован в рамках мотивационных выступлений. Мотивационный спикер является тем источником через который руководство может донести до своей команды те мысли, которые команда не всегда слышит в обычной рабочей обстановке. 

Каждое наше корпоративное путешествие уникально, как уникальна любая компания — каждая со своими ценностями и бизнес-задачами. Напишите нам, и мы подготовим эксклюзивную программу, чтобы превратить вашу бизнес-поездку в мероприятие с душой.

.